Адвент
Венок Адвента
Адвент — Роратные Мессы
Праздник Святого Семейства
Богоявление
Крещение Господне
Сретение Господне
Благовещение
Великий Пост
Богослужение Крестного пути
Пасхальное Триденствие
Вознесение Господне
Пятидесятница
Торжество Пресвятой Троицы
Из истории майских богослужений
Торжество Святейшего Сердца Иисуса
Праздник Кафедры Святого Апостола Петра
Преображение Господне
Торжество Успения Пресвятой Богородицы
Торжество Всех Святых
Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Торжество Христа — Царя Вселенной
День поминовения усопших
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы
Фатимская весть
Отличие церковного календаря и церковного года от года светского установилось ещё в эпоху Средневековья. В то время, как светский Новый год в Западной Европе наступал 1 января, Церковь начинала свой год с ожидания Рождества – с Адвента. К XIII-XIV вв. это разделение календарей окончательно оформилось, «клерикальные праздники» (festa chori) были отделены от «рыночных праздников» (festa fori) и возникло понятие Церковного или Литургического года, в ходе которого община верных переживает различные литургические периоды и праздники, сопряжённые с событиями нашего искупления, главным из которых является Пасха.
В течение литургического года Церковь вспоминает всю тайну Христову — от Боговоплощения до Пятидесятницы и ожидания пришествия Господня. Начало литургического года совпадает с 1-м воскресеньем Адвента, а сам он концентрируется вокруг двух важнейших тайн Христовых: явления Христа в мир и Его искупительного подвига. Первому посвящено Рождественское время, второму — Пасхальное. Каждому из этих двух периодов предшествует свой подготовительный период: это, соответственно, Адвент и Великий пост.
Время Адвента, которое начинается с Первой Вечерни воскресенья, попадающего на 30 ноября или ближайшие к нему дни, и завершается к Первой Вечерне Рождества Христова, имеет двойной характер: во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, в который вспоминается первое пришествие Сына Божия к людям; во-вторых, это время, когда души верных обращаются к ожиданию второго пришествия Христа в конце времен. По этим двум причинам Адвент оказывается временем благоговейного и радостного ожидания.
Рождественское время
Рождественское время, которое длится с Первой Вечерни Рождества Христова до праздника Крещения Господня включительно. Месса Сочельника Рождества совершается вечером 24 декабря. В сам же день Рождества Христова, 25 декабря, в соответствии с древней традицией Римской Церкви, Мессу можно служить трижды, то есть ночью, на рассвете и днем.
Рождество Христово имеет свою Октаву, то есть воемь дней после самого торжества.
Богоявление празднуется 6 января. Воскресенье после 6 января является праздником Крещения Господня, им завершается Рождественское время.
Время Великого поста имеет своей целью подготовку к празднованию Пасхи. Великий пост длится с Пепельной Среды до начала вечерней Мессы Великого Четверга в воспоминание Вечери Господней. Пепельная Среда является днем строгого поста. В этот день, во время Литургии, совершается возложение пепла на головы верующих. С начала Великого поста вплоть до Навечерия Пасхи не произносится «Аллилуйя».
Шестое воскресенье Великого Поста именуется Пальмовым или Вербным Воскресеньем. Им открывается Страстная Неделя, целью которой является воспоминание Страстей Христовых, начиная с Его мессианского входа в Иерусалим.
В Великий Четверг утром епископ, совершая Мессу в сослужении со священниками своей епархии, благословляет елей и освящает миро.
Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господа начинается с вечерней Мессы воспоминания Вечери Господней в Великий Четверг, имеет своим средоточием Навечерие Пасхи и завершается Вечерней дня Воскресения Христова.
В Страстную Пятницу и, по возможности, в Святую Субботу до Навечерия Пасхи повсеместно должен соблюдаться строгий предпасхальный пост.
Пасхальное время
Пасхальное время, которое составляет пятьдесят дней от дня Христова Воскресения до Пятидесятницы, празднуется в веселии и ликовании как один праздничный день или, лучше сказать, как одно «великое воскресенье». Первые восемь дней Пасхального времени образуют Октаву Пасхи и празднуются на уровне торжеств Господа нашего Иисуса Христа. На сороковой день Пасхи, в четверг, празднуется Вознесение Господне, если оно не переносится на следующее воскресенье. Будни после Вознесения Господня до субботы накануне Пятидесятницы включительно посвящены подготовке сошествия Утешителя Духа Святого, празднуемого на пятидесятый день после Пасхи.
Рядовое время
Помимо периодов, имеющих собственные особенности, в годичном круге остаются 33 или 34 недели, в которые не вспоминается какой-либо определенный аспект тайны Христовой, но в большей мере вспоминается сама тайна Христова в свое полноте, особенно в воскресные дни. Этот период называется Рядовым временем года (tempus «per annum»). Рядовое время года начинается с понедельника, следующего за воскресеньем после 6 января и продолжается до вторника накануне начала Великого поста включительно, а затем возобновляется в понедельник по Пятидесятнице и завершается к Первой Вечерне I воскресенья Адвента.
Церковные праздники
В современном римском обряде существуют следующие категории праздников (перечислены в порядке возрастания торжественности):
Будний день (feria). В этот день не совершается никаких праздников или воспоминаний святых.
Память (memoria). Память может быть обязательной (memoria obligatoris) и необязательной, факультативной (memoria ad libitum). Во втором случае совершающим богослужение предоставляется выбор, совершать эту память, или нет.
Праздник (festum). В дни праздников богослужение носит праздничный характер. На Мессе поётся Gloria, чтения Писания посвящены празднику.
Торжество (solemnitas). К числу торжеств относятся наиболее важные праздники года (также, с точки зрения богослужения, к ним можно отнести и все воскресенья):
— Пасхальное Триденствие;
— Вознесение Господа нашего Иисуса Христа;
— Пятидесятница;
— торжество Пресвятой Троицы;
— торжество Тела и Крови Христа;
— торжество Пресвятого Сердца Иисуса;
— торжество Христа Царя Вселенной;
— Рождество Христово;
— Богоявление;
— торжество Пресвятой Богородицы Марии (1 января);
— Взятие на небо (Успение) Пресвятой Девы Марии (15 августа);
— Рождество Иоанна Крестителя (24 июня);
— торжество свв. апостолов Петра и Павла (29 июня);
— торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря);
— торжество Всех Святых (1 ноября).