Благовещение

«Благовещение», 1430—1432. Художник Фра Беато Анжелико (1400-1455),  музей Прадо, Мадрид.  На заднем плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус).

«Благовещение», 1430—1432. Художник Фра Беато Анжелико (1400-1455), музей Прадо, Мадрид. На заднем плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус).

Благовещение Марии открывает собою «полноту времен» (Гал 4, 4), то есть исполнение обетованного и приуготованного. Мария призвана зачать Того, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2, 9). Божественный ответ на Ее вопрос: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк 1, 34), — дан силою Духа: «Дух Святой найдет на Тебя» (Лк 1, 35).

 Миссия Духа Святого всегда связана с миссией Сына и подчинена ей. Святой Дух — Тот, Кто есть «Господь животворящий», — послан освятить лоно Девы Марии и божественно сотворить его плодоносным, соделав так, что Она зачнет предвечного Сына Отца в человечестве, взятом от Ее человеческой природы.

 Единородный Сын Отца, зачатый как человек во чреве Девы Марии, есть «Христос», то есть Помазанник Духа Святого, от самого начала Своего человеческого существования, даже если Он является как Христос постепенно: пастухам, волхвам, Иоанну Крестителю, ученикам. Вся жизнь Иисуса Христа будет, таким образом, являть, «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян 10, 38).

«Бог послал Сына Своего» (Гал 4, 4), но, чтобы Ему «тело уготовать», Он хотел свободного сотрудничества сотворенного создания. Для этого Бог предвечно избрал, чтобы быть Ей Матерью Его Сына, дочь Израилеву, юную еврейку из Назарета в Галилее, «Деву, обрученную мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк 1, 27):

 «Да будет Мне по слову Твоему…» На возвещение, что Она родит «Сына Всевышнего», не зная мужчины, силою Святого Духа, Мария ответила, «покоряясь вере» (Рим 1, 5), уверенная, что «у Бога не останется бессильным никакое слово»: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1, 37–38). Так, отвечая слову Божию согласием, Мария становится Матерью Иисуса, и, не удерживаемая никаким грехом, всем сердцем обручась с Божественной волей спасения, Она всецело отдала Саму Себя личности и делу Своего Сына, чтобы служить вместе с Ним и в послушании Ему, милостью Божией, тайне Искупления:

 «Как говорит св. Ириней, „Она послушанием стала причиной спасения и Себе и всему роду человеческому”. Поэтому вместе с ним многие древние Отцы говорят: „узел, завязанный непослушанием Евы, был развязан послушанием Марии; что связала неверием дева Ева, то Дева Мария развязала верою”; сравнивая Марию с Евой, они называют Марию „Матерью живущих” и часто утверждают: „смерть — через Еву, жизнь — через Марию”».

 Названная в Евангелиях «Матерью Иисуса» (Ин 2, 1; 19, 25), Мария под действием Святого Духа прежде рождения Ее Сына возвеличена как «Матерь Господа Моего» (Лк 1, 43). Действительно, Тот, Кого она зачала как человека от Святого Духа и Кто воистину стал Ее Сыном по плоти, есть не кто иной, как Сын Отца предвечный, второе Лицо Святой Троицы. Церковь исповедует, что Мария есть воистину Матерь Божия.

С самых первых формулировок Церковь исповедовала, что Иисус был зачат только могуществом Святого Духа во чреве Девы Марии, утверждая тем самым телесный аспект события: Иисус был зачат «от Духа Святого без мужского семени». Отцы Церкви видели в девственном зачатии знамение того, что это воистину Сын Божий пришел в таком же человеческом естестве, как наше.

 Евангельские рассказы воспринимают девственное зачатие как дело Божие, которое превосходит человеческое понимание и все человеческие возможности: «…родившееся в Ней есть от Духа Святого», — говорит Ангел Иосифу о Марии, обрученной жене его (Мф 1, 20). Церковь видит в этом исполнение Божественного обещания, данного через пророка Исаию: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7, 14) — по греческому переводу Мф 1, 23.

 Углубление веры в девственное материнство привело Церковь к исповеданию реальной и непрестанной девственности Марии даже в рождении Сына Божия вочеловечившегося. Действительно, рождение Христа «не нарушило Ее девственной целостности, но освятило ее». Церковная литургия чтит Марию как «Приснодеву».На это иногда возражают, что в Писании упоминается о братьях и сестрах Иисуса. Церковь всегда считала, что тут речь идет не о других детях Девы Марии: и действительно, Иаков и Иосиф, «братья Его» (Мф 13, 55), — это сыновья Марии, ученицы Христа, которая специфически обозначена как «другая Мария» (Мф 28, 1). Речь идет о близких родственниках Христа, согласно терминологии, которую мы знаем по Ветхому Завету.

 Иисус — единственный Сын Марии. Но духовное материнство Марии простирается на всех людей, которых Он пришел спасти: «Она родила Сына, Которого Бог сделал „первородным между многими братьями” (Рим 8, 29), т.е. верующими, рождению и воспитанию которых Она помогает материнской любовью».

 Мария одновременно есть Дева и Матерь, ибо Она есть образ и наисовершеннейшее воплощение Церкви: «Церковь (…) сама становится Матерью благодаря Слову Божиему, принимаемому в вере; ибо проповедью и Крещением она рождает к новой и бессмертной жизни детей, зачатых от Духа Святого и рожденных от Бога. Она также — Дева, ибо сохраняет чистой и целостной веру, которую отдала Жениху».

 Из Катехизиса Католической Церкви