7 Воскресенье Пасхи 24 мая 2020

Проповедь о. Матвея в Седьмое Воскресенье Пасхи

Дорогие Братья и Сёстры,

прошло уже более 40 дней со дня Пасхи. В прошедший четверг мы переживали торжество Вознесения Господня. В этот день в нашем храме первый раз в пасхальный период была отслужена Литургия с участием прихожан. Мы смогли увидеть свет пасхальной свечи, которая погасла после чтения Евангелия, как знак того, что Христос вновь стал незримым для своих учеников. Теперь вместе с Апостолами (вместе со всей Церковью) ожидаем, когда эта свеча встанет перед нашим взором в день Сошествия Святого Духа. Христос, восходя на Небо, обещал, что через 10 дней снизойдет на Церковь Дух Святой. В первом сегодняшнем чтении (Деян 1,12-14) читаем о том, как после вознесения Иисуса Апостолы вернулись в Иерусалим и вместе с Марией, Его Матерью, единодушно пребывали в молитве и молении.

Пришло уже время, когда и мы можем вернуться в «Иерусалим», наш храм, и там ожидать дня Пятидесятницы. Сегодня будет служиться св. Месса в 11.00. В Крыму отменен режим самоизоляции для тех, кто не достиг 65 лет. Поэтому мы можем собраться в церкви для общей молитвы. Однако, давайте не забывать о том, что эпидемия не закончилась, и мы должны со всей ответственностью и заботой относиться к своему здоровью и к здоровью других. Поэтому диспенсация Епископа, освобождающая нас от обязанности участия в воскресных богослужениях, остаётся в силе. Мы можем оставаться дома и в частной молитве или посредством трансляции «единодушно пребывать в молитве и молении» вместе с Церковью.

Тем, кто решится прийти на Службу в храм, напоминаю о необходимости соблюдать дистанцию 1,5 м друг от друга и использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).

В последующие дни (с понедельника по субботу) в нашем храме будет служиться Литургия в 8.00 (в византийском обряде) и в 18.00 (в римском обряде).

 

Да благословит Вас Бог.

о.Матвей

6 Воскресенье Пасхи 17 мая 2020

Проповедь о. Матвея в Шестое Воскресенье Пасхи

Дорогие Братья и Сёстры,

Евхаристия, которая совершается в Церкви ежедневно с момента ее установления Христом в Великий Четверг, есть дар безграничной любви Бога к человеку. Он сам жертвует своей жизнью, чтобы вернуть жизнь нам. Наше участие в Евхаристии есть выражение благодарности за этот дар. Однако, часто нам кажется, что этого мало. На любовь хочется нам ответить любовью.  А как любить Бога?

В сегодняшнем Евангелии (Ин 14,15-21) Христос сам отвечает нам на этот вопрос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня».

Значит, наша любовь к Богу не выражается чувствами, при отсутствии которых мы часто переживаем о том, что в нас нет любви. Иногда может не быть в нас никакого душевного расположения, и даже никакая молитва не получается, но, если только соблюдаем Его заповеди… Конечно, если мы их соблюдаем из-за страха перед наказанием, то это не любовь, а эгоизм. Любовь есть тогда, когда мы соблюдаем заповеди Божии, так как знаем, что Он нас любит и дает их нам, потому что хочет нашего счастья. Соблюдаем, потому что доверяем и этим доверием выражаем нашу любовь к Нему.

А какие заповеди соблюсти, чтобы любить Бога? — Все. Все, потому что они все говорят об одном и том же: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Об этом как раз мы слышали в Великий Четверг, когда Христос установил Евхаристию.

Итак, если я жертвую своим благом ради блага другого человека, — я люблю Бога.

 

Да благословит Вас Бог.

о. Матвей

5 Воскресенье Пасхи 10 мая 2020

Проповедь о. Матвея в Пятое Воскресенье Пасхи

Дорогие Братья и Сёстры,

иногда нам кажется, что в христианской жизни есть нечто вроде карьерного роста. Восточная традиция, якобы подтверждает такой стереотип, предлагая, что на вершине пути к святости стоит оставить этот мир и всё, что к нему принадлежит, и посвятить себя служению Богу, вступая в монастырь. Читая первое чтение из сегодняшней Литургии Слова (Деян 6,1-7) мы также можем прийти к такому выводу. Ведь апостолы, утруждённые многими заботами в христианских общинах, сказали:

«… не хорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах. Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Духа Святого… их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

Кажется, апостолы избрали ту лучшую часть, о которой Христос говорил Марии, сравнивая ее с трудившейся сестрой Марфой. Однако в этом выборе апостолов нет иерархизации призваний, другими словами, они не говорят, что проповедь слова стоит выше в иерархии на пути к святости, чем служение бедным. Они просто осознают, что конкретно их Господь призвал к молитве и проповеди слова, поэтому и посвящают себя этому полностью. На служение бедным посвятили других. И это никак не уменьшает величия призвания к служению. Не будем забывать, что первым мучеником за верность Христу стал не кто-то из апостолов, а  Стефан.  Он  как  раз  был  одним  из  числа  семи  поставленных  для  того, чтобы «… заботиться о столах».

О нашей святости, братья и сёстры, решает не то, к какому великому делу мы призваны, а то, насколько мы верны и преданы тому делу, к которому мы призваны.

 Да благословит Вас Бог на вашем пути к святости.

о. Матвей

4 Воскресенье Пасхи — Воскресенье Доброго Пастыря 03.05.2020

Проповедь о. Матвея в Четвёртое Воскресенье Пасхи

Дорогие Братья и Сёстры,

четвёртое воскресенье в пасхальный период традиционно празднуется как Воскресенье Доброго Пастыря, и с него начинается неделя молитв о призваниях. Размышляя на тему пастырей в Церкви, мы опять можем ощутить, как время общего карантина побуждает нас посмотреть на всё нас окружающее (в том числе на тему пастырей в Церкви) с другой точки зрения, чем та, к которой мы привыкли.

Будучи лишенными принятия таинств, совершаемых священниками в храме, мы можем подумать: нужно ли мне это в такой именно форме? Ведь теперь мы понимаем, что, согласно учению Церкви, мы можем не прийти на богослужение и, все-таки, участвовать в Святой Мессе, можем раскаяться в грехах из любви к Богу, и Он нас простит, можем даже духовно причаститься, и плоды такого причастия будут такими же, как реальное прикосновение к Святым Дарам. Тогда зачем они, священники, нам нужны? Зачем нам нужны пастыри, кроме единственного Пастыря, который есть Христос? И, зачем тогда молиться о призваниях?

Церковь учит нас, что пастыри в Божией овчарне есть те избранные самим Господом люди, которым Христос дал силу передавать Его дары (совершать святые таинства) своим овцам. Не было бы священника, не было бы Евхаристии, вершины всех таинств. Они, одаренные силой Святого Духа, продолжают сегодня в мире Христову миссию спасения человека.

Однако, если так, то опыт последнего времени показывает нам, что может быть достаточно одного священника (или двоих, чтобы был «запасной вариант»), например, только епископ в Риме. Пусть он совершает таинства в кафедральном соборе, а мы все с помощью современных средств коммуникации будем принимать в них виртуальное участие, посредством различных трансляций, которое, при соответствующем внутреннем расположении, является реальным участием. Зачем тогда молиться о призваниях?

С этим вопросом, заданным Вам для размышления в Воскресенье Доброго Пастыря, вас оставляю. Нужен ли вам священник?

С молитвой за вас и с просьбой о молитве за меня,                      о. Матвей

Третье Воскресенье Пасхи 26.04.2020

Проповедь о. Матвея в Третье Воскресенье Пасхи

Христос воскрес!

Дорогие Братья и Сёстры,

в сегодняшнее воскресенье мы в Литургии Слова читаем фрагмент из Деяний Апостолов (Деян 2, 14.22-33) о том, как Петр отважно проповедует: «став…, возвысил голос свой и возгласил: Мужи Иудейские и все живущее в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами … вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти…».

Читая вышесказанное, нельзя нам забывать о том, что Петр – простой рыбак. Откуда у него такая мудрость? Не можем тоже забыть о тех трогательных словах, что мы прочитали в Вербное воскресенье в описании Страстей Господних: «…и вдруг запел петух … и выйдя вон плакал горько». Петр, переполненный страхом, отрекся от Иисуса трижды! Откуда теперь у него такая отвага и смелость?

Ответ на эти вопросы дает нам контекст, о котором вспоминает св. Лука в самом начале прочитанного фрагмента первого чтения: «В день Пятидесятницы …». Да, Петр наполнился силой Духа Святого, который в этот день снизошел на апостолов. Это Он – Дух Святой, которого пришествие заповедал Иисус, наполняет Петра мужеством и мудростью.

Как обычно, я молюсь за вас, совершая Святую Литургию на алтаре нашего храма. Молюсь, чтобы мы все с надеждой ожидали дня Пятидесятницы. Может быть, это будет тот день, когда наконец-то сможем собраться вместе в храме для бодрствования и молитвы, в ожидании даров Духа Утешителя.

Да благословит Вас Бог!

о. Матвей

Октава Пасхи 19 апреля 2020

Обращение о. Матвея к прихожанам

Христос воскрес!

Дорогие Братья и Сёстры,

мы продолжаем молиться по домам. Епископ Яцек продлил диспенсацию (освобождение) от обязанности участия в воскресных богослужениях до 30 апреля.

Сегодня восьмой день после Пасхи. В Евангелии (Ин 20,19-31) читаем об апостолах, собранных вместе в первый день недели. К ним приходит воскресший Иисус, несмотря на запертую дверь. Не было с ними Фомы. Он не поверил, что они видели Иисуса живым. Поэтому часто называем апостола Фому неверующим. Восемь дней спустя (как сегодня – восемь дней после Пасхи) Фома уже был вместе с остальными апостолами, и Иисус приходит опять. Тогда Фома поверил, увидев Господа.

Некоторые толкователи считают, ссылаясь на текст этого Евангелия, что встреча с живым Богом возможна только тогда, когда мы «собранные вместе с апостолами». Другими словами говоря, эта встреча возможна только в Церкви (греч. Ecclesia – собрание, созыв), в святой, апостольской и вселенской Церкви. А что с нами? Можем ли мы встретиться с живым Иисусом? Мы же теперь как Фома в первый день недели. На Пасху не были в церкви вместе с другими братьями и сёстрами, уже восьмой день пришел, и мы опять не вместе …

Да, мы не ходим в храм. Но разве мы не вместе? Может быть как раз наоборот, ситуация физического отсутствия на одном месте, позволит нам глубже осознать наше единство в вере и духовую связь, позволит нам осознать, что мы Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, но одна и та же, единая.

Я молюсь за вас, совершая Святую Литургию на алтаре нашего приходского храма, чтобы каждый из вас встретил живого Иисуса, и уверовал, «…и веруя, имел жизнь во имя Его».

Да благословит Вас Бог!

о. Матвей

Великая Суббота и Навечерие Пасхи-2020

Обращение настоятеля к прихожанам

 

Дорогие Братья и Сёстры,

Великая Суббота — это день крайней тишины. Церковь непоколебимо стоит у гроба, в котором покоится ее Возлюбленный (к сожалению, традиция освящения пасхальной пищи стирает свойственный этому дню трагизм). Может быть, в этом году нам удастся, сосредоточившись, постичь хоть частицу этой тайны. Ведь невозможно радоваться Воскресению и возвращению Господа, если мы не испытали боли Его ухода и тоски по Нему.

В традиции Церкви суббота особым образом посвящена Богородице. Святые отцы Церкви говорили, что именно Она сохранила веру Церкви в день субботний, когда ученики Господа оставили Его, потеряв всякую надежду, и весь мир замер от страха после «смерти Бога». Хотя Христос говорил ученикам, что Сын Человеческий воскреснет в третий день, помнила об этом (значит верила) лишь Мария, которая «все слова Его слагала в своем сердце».

Мы не знаем, когда точно Господь воскрес. Знаем лишь, что это должно было произойти на третий день после смерти (пятница днем), и что в воскресенье утром гроб был уже пустым. Поэтому, для празднования этого события верные собирались в Великую Субботу вечером и бодрствовали, читая Слово Божие и молясь до утра.

Итак, Братья и Сестры, вечером в полумраке квартиры зажгите свечу, символ Света (Христа), рассеивающего мрак этой ночи. Пусть зажигающий скажет слова: Свет Христов, ответьте: Благодарение Богу. Возьмите Библию, читайте с благодарностью об истории спасения, начиная с описания сотворения мира и человека (Быт 1,1-2,2), обещания данного Аврааму (Быт 22, 1-18), перехода от рабства к свободе через Красное море, как символ нашего крещения (Исх 14,15-15,1). Читайте пророков: Исаию (Ис 54,5-14), Иезекииля (Иез 36,16-17а.18-28). И, прежде чем прочитать послание апостола Павла о благодати нашего крещения (Рим 6,3-11), включите свет, чтобы стало совсем светло, и прочитайте гимн Слава в вышних Богу…, потом Евангелие о Воскресении из мертвых Христа (Мф 28,1-10).

Вот, совершилась ПАСХА (греч, Paschein – переход) в вашем доме! Переход Христа из смерти в жизнь. Наш с Ним переход из рабства к свободе, из старой жизни в новую. Да будет так. Аминь.

В заключение, вспоминая свое крещение, исповедуйте веру в Бога, читая символ веры: Верую во единого Бога … и перекреститесь с любовью.

Утром, просыпаясь, поздравляйте друг друга пасхальным приветствием Христос Воскрес. Соберитесь вместе за пасхальным завтраком, сначала благословив пищу. Можете для этого использовать следующую молитву:

Прославляем Тебя Господи Иисусе Христе, Который после Своего воскресения явился ученикам при преломлении хлеба. Будь с нами, когда мы с благодарностью будем вкушать эти дары, и, как мы принимаем Тебя в наших домах, так и Ты прими нас участниками трапезы в Царстве Твоём. Который живешь и царствуешь во веки веков. Аминь.

И … любите друг друга, как Христос возлюбил нас.

С Божиим благословлением,

о. Матвей

Страстная Пятница-2020

Обращение настоятеля к прихожанам

 

Дорогие Братья и Сёстры,

в Страстную Пятницу в центре литургии находится Крест. Сегодня Церковь, как и в Великую Субботу, не совершает Евхаристической Жертвы. Печаль Великой Пятницы очень глубока, но это «печаль от Бога», печаль сокрушения, рождающая надежду. Не надо бояться в этот день молчания, моментов без всяких слов. Церковь призывает нас к посту. Мы привыкли понимать пост как ограничение в еде, но это лишь один из его аспектов. Кроме уст, у нас же есть и глаза, уши, мы воспринимаем мир не только через вкус, но и через слух, зрение и другие чувства.  Может быть, стоит выключить лишний звук, лишнюю передачу. Саму ситуацию нашей изоляции мы можем сделать постом, ограничивая себя во встрече с другим человеком. Этот пост может также стать молитвой, причем очень уместной, молитвой тишины, молитвой в уединении.

Созерцайте Распятого Христа. Господь умер на кресте в пятницу около трех часов дня. Поставьте в это время ваше домашнее распятие в особое место. Поклонитесь ему. Прочитайте Страсти Господа нашего по Иоанну (Ин 18,1-19,42).

С Божиим благословлением,

о. Матвей

Великий Четверг 2020

Обращение настоятеля к прихожанам

 

Дорогие Братья и Сёстры,

Литургия Великого Четверга есть воспоминание Тайной Вечери, на которой Иисус установил таинство Евхаристии. Мало того, литургическое воспоминание (anamnesis) осуществляет, делает реальным то, что воспоминает.  Поэтому так трудно представить себе, как можно в этот день лишиться участия в этом Воспоминании, как можно не присутствовать со Христом и Его учениками в Тайной Вечере, не участвовать в Великий Четверг в Евхаристии. Однако, братья и сёстры, закрытие храма не обозначает, что Воспоминание не совершается, а наше физическое отсутствие у алтаря не обозначает автоматически нашего неучастия в этом событии. Литургия Воспоминания Тайной Вечери совершается в храмах даже без участия прихожан, а наше духовное участие, будь то посредством личной молитвы дома, будь то посредством онлайн-трансляции, вплоть до духовного причастия, даёт нам реальный доступ к Священному Телу и Крови Христа.

Таинство Евхаристии есть жертва Христа. Это выражение совершенной любви Бога к человеку. Он отдает свою жизнь, чтобы вернуть жизнь нам. И нас призывает: Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Он не говорит: любите меня как Я возлюбил вас, только любите друг друга, как Я возлюбил вас. Значит, если мы сознательно лишаемся присутствия в храме в этот великий день из-за того, что не хотим распространения эпидемии, не хотим, чтобы кто-нибудь из-за нас заболел, мы исполняем Его заповедь любви, мы подражаем самому Христу, который пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить всем.

Мы Литургию называем Службой Божией. Это есть не только наше служение Богу, но прежде всего служение Бога человеку. Он сам говорил, что пришел не для того, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить всем. И дал нам пример служения, умыв ученикам ноги перед Тайной Вечерей.

Братья и Сёстры, если мы думаем о том, как пережить этот святой день в домашних условиях, то ответ должны мы найти как раз в службе. Служите своим близким. Служите. Как Христос. Может, просто приготовьте вечером ужин, не думая о правильных или неправильных блюдах, прочитайте фрагмент Евангелия о Тайной Вечере (Ин 13,1-15) и просто посидите вместе, поговорите о том, что важное и не важное, просто … любите друг друга.

Перед сном прочитайте фрагмент из Евангелия от Марка (Мк 14, 26-51).

С Божиим благословлением,

о.Матвей

 

Не забывайте о молитве за приход.

В случае необходимости преподания таинств или другого служения священника, звоните по тел. +7 (978) 966 7904 или +7 (978) 968 21 36.

Вербное Воскресенье 2020

Обращение настоятеля к прихожанам

Дорогие Братия и Сестры,

перед нами Вербное воскресенье. Мы с Вами не встретимся, как в прошлые годы, перед входом в храм с вербами или пальмами в руках. Помню, что это событие всегда приводило в церковь большеe количество прихожан, которые обычно не каждое воскресенье приходили в храм. Вербное Воскресенье стало скорее народным празднеством, чем религиозным праздником. Кажется, это проблема не только нашего поколения. Анонимный проповедник IX века писал: «Вижу, братия, что сегодня вы пришли в храм охотнее, чем делаете это обычно, и принесли с собой ветви деревьев, но какая вам от этого польза, если вы не знаете, зачем это делаете». Ситуация нынешнего года может нас заставить спросить самих себя, зачем мы приносим вербы и пальмы, зачем это делаем … Может это не главное?

        Суть сегодняшнего праздника во входе Иисуса в город, где и когда начинается Его час. Господь спешил прийти в Иерусалим, спешил, чтобы наконец наступил тот час, о котором еще в Кане Галилейской говорил Своей Матери. Это воскресенье знаменует начало «часа Иисуса». Это тот момент в жизни Иисуса, когда заканчивается время предвозвещения и начинается время жертвы. В иудейской литургии был обычай «заключения агнца», когда самый лучший агнец выбирался и уже за пять дней до жертвоприношения отделялся от остальных, чтобы быть подготовленным к жертвоприношению. Именно в этом и заключается смысл входа Иисуса в Иерусалим. Он – истинный Агнец – с триумфом въезжает в город, и сам позволяет закрыть себя внутри городских стен, тем самым за пять дней до Пасхи окончательно определяя себя на жертву. С этого момента все нацелено на Страстную Пятницу и на Крест.

Начинаем Страстную Неделю. В этом году мы не выходим Иисусу на встречу на паперти наших храмов. Мы замкнуты в стенах наших домов и квартир. Иисус приходит сам и входит как тогда в Иерусалим, но без приветствия красивыми ветвями и радостными гимнами, и позволяет закрыть городские врата. Начинается Его час.

Братья и Сестры, сделайте в ваших домах так, чтобы уже в это воскресенье выделить место для особой молитвы во время Священного Триденствия. Пусть это место уже ждет. Пусть ждет Страстной Пятницы, когда там установите Крест для поклонения.

Прочитайте Евангелие о входе Иисуса в Иерусалим (Мф 21), читайте в следующие дни Страстной недели последующее главы этого Евангелия. Быть может, даже такое чтение Слова Божьего, в уединении или семейном кругу, важнее всяких онлайн-трансляций.

С Божиим благословлением,

о.Матвей

  

Не забывайте о молитве за приход и друг за друга.

В случае необходимости преподания таинств или другого служения священника, звоните по тел. +7 (978) 966 7904 или +7 (978) 968 21 36.