Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.
Апостол Петр был сыном Ионы (или Иоанна) и братом Апостола Андрея и происходил из Вифсаиды. Позднее он, видимо, переселился в Капернаум, где занимался рыболовством. Он, вероятно, был женат, т. к. однажды идет речь о его теще (Мк 1, 30). Его жена, возможно, сопровождала его позднее в его миссионерских поездках (I Кор 9, 5). Сначала он был учеником Иоанна Крестителя и был Андреем приведен к Христу (Ин 1, 40). Это еще не было настоящее избрание апостолов, Иисус сначала собирал какое-то количество учеников вокруг себя, из которых Он позднее отобрал двенадцать как особую группу (Мк 3, 13-19). Вместе с Иаковом и Иоанном, Петр принадлежал к особенно приближенным к Иисусу. Только этих троих Иисус брал с собой на Воскрешение дочери Иаира (Мк 5, 37) и на Преображение на Фаворе (Мф 17, 1-8) и в Гефсиманский сад (Мф 26, 37). В характере Петра было нечто спонтанное и импульсивное, внутри группы двенадцати он постоянно выступает как лидер, как, например, во время чудесного лова рыбы (Лк 5, 3) и в его признании в верности Иисусу. Во время Преображения Иисуса он был единственным, который, хотя и некстати, смог что-то сказать (Мф 17, 4). Даже служители храма обращаются к нему по поводу дани Иисуса на храм (Мф 17, 24). Он отличался практичностью, поэтому Иисус посылает его вместе с Иоанном на поиски помещения для пасхальной трапезы и для подготовки к ней. В его спонтанной натуре заключались также черты неустойчивости и опрометчивости. Когда он по воде хотел подойти к Иисусу, то испугался и начал утопать (Мф 14, 28). По дороге в Гефсиманский сад Петр был готов самоуверенно отдать жизнь за Иисуса (Мк 14, 31), а во время ареста Иисуса ударил Малха (Ин 18, 10). Однако немного позднее он вследствие своего трехкратного отречения от Иисуса испытал глубочайшие, им лично болезненно пережитое унижение (Мф 26, 29-75). Его неустойчивый темперамент проявился также позднее, в Антиохии, где Павел имел с ним серьезный спор из-за его позиции в отношении язычников, обращенных им в христианство (Гал 2, 11). Иисус знал эти слабости Петра, однако также знал, что Петр к нему расположен и испытывает к нему сердечную и искреннюю привязанность. Поэтому Иисус сделал его главой апостолов. Многие места в Библии имеют в этом плане основополагающее значение.
В Кесарии Филипповой Иисус сделал ему предсказание: «и Я говорю тебе, ты — Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах» (Мф 16, 18). Кто владеет ключами, тот имеет высшую власть над всем зданием. «Связывать» и «разрешать» было также у раввинов привычной метафорой обладания высшей властью. Когда Иисус впервые нарек Симона Kepha — Кифа (Петр, камень), однозначно не явствует из Библии. У Иоанна он называет его так уже при первой встрече (Ин 1, 42), у Марка в связи с избранием двенадцати (Мк 3, 16), у Матфея в Кесарии Филипповой, когда Его земная жизнь уже приближалась к концу (Мф 16, 18).
После Воскресения Христос торжественным образом облекает Петра, троекратно признавшегося в любви к Нему, верховной пастырской властью посредством троекрактного «паси агнцев моих — паси овец моих» (Ин 21, 15-17). Согласно тогдашнему правовому обычаю, заявление, сделанное трижды при свидетелях, имело юридическую силу договора или поручения.
Апостол Павел родился около 10 года или немного раньше в городе Тарс в Киликии и происходил из колена Вениамина. От отца унаследовал строго фарисейскую семейную традицию, а также гражданство Тарса и римское гражданство. Таким образом, вместе со своим иудейским именем Савл он, видимо, уже с детства носил римское имя Павел. Это второе имя утвердилось за ним незадолго до или во время его первой миссионерской поездки (Деян 13, 9). Его родным языком был древнееврейский (арамейский). Кроме того он научился от окружавших его в городе также греческому, которым свободно владел, как это подтверждают его послания. Профессией Павла было изготовление палаток, что позднее обеспечивало его во время миссионерских поездок. В 18 или 20 лет, во всяком случае, после смерти Иисуса, чтобы получить образование раввина, он проходил обучение при Иерусалимском храме, учился у известного рабби Гамалиила I. Без участия своего терпимо мыслящего законоучителя (Деян 5, 34-39) он превратился в религиозного фанатика и смертельного врага христианской Церкви, в которой он инстинктивно усмотрел большую опасность для сохранения в чистоте своей религии. В молодые годы он присутствовал при убийстве Стефана, побитого камнями. Около 33-34 гг., видимо, после окончания изучения Торы, он получил от синедриона в Иерусалиме рекомендательное письмо и отправился с ним в Дамаск, чтобы истребить тамошнюю христианскую общину. На пути в Дамаск он испытал видение Христа — внезапно осиял его свет с небес, от которого пал он на землю. Видение в Дамаске стало поворотным событием в его жизни (Деян 9, 1). В Дамаске Павел принимает крещение от христианина Анания и начинает в тамошних синагогах на удивление всем евреям проповедовать Христа как Мессию. Затем он отправился на долгое время в Аравию (вероятно, в область, принадлежащую Набатейскому царству, юго-восточнее Дамаска), видимо, для того, чтобы заново обдумать свою жизнь. Три года спустя он возвратился в Дамаск, однако ему пришлось оттуда бежать от возмущенных иудеев, спустившись ночью по городской стене в корзине. Он отправился в Иерусалим, где Варнава ввел его в тамошнюю общину и, прежде всего, познакомил с Петром. Затем Павел возвещал Благую Весть в Сирии и на своей киликейской родине. Около 44 г. Варнава забрал его с собой в Антиохию для сотрудничества в местной общине. Вместе с ним он предпринял также в 44-45 гг. поездку для сбора подаяний в пользу страдающих от голода братьев в Иерусалиме. Через год Апостол Павел отправился в свои три большие миссионерские поездки, в ходе которых он во всех крупных городах Малой Азии, Македонии и Греции основывал христианские общины (Деян 13-21). Во время четвертой поездки он, как пленник римской государственной власти, оказался в Риме (Деян 27-28). Согласно первому Посланию Климента (Папа Климент I, умер в 101 г.) и мураторскому фрагменту (VIII в. Милан), Павел предпринял также поездку в Испанию. Летом 64 г. началось гонение на христиан при Нероне. Во время второго ареста, в ожидании близкой смерти, Павел написал Послание к Тимофею. Время казни Апостола Павла неизвестно. Предания относят его смерть к 66-67 гг. Он был обезглавлен у стены Рима. Император Константин соорудил над его могилой базилику, которая в 386-395 гг. была заменена храмом большего размера. Римская базилика Святого Апостола Павла за многие века не претерпела существенных изменений, однако 15 июля 1823 г. выгорела почти дотла. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., Повторное освящение храма состоялось в 1855 г. Под названием Базилика Святого Павла за городскими стенами (fuori le mura) храм является одним из наиболее посещаемых в Риме.
Торжество Святых Апостолов Петра и Павла Католическая Церковь празднует 29 июня.