В Символе веры мы исповедуем, что веруем в Духа Святого как в третье Лицо Пресвятой Троицы: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков». Каждое слово в этом исповедании важно и значимо.
На первый взгляд может показаться, что Святой Дух – абстрактное понятие. Можно понять, кто такой Отец и кто такой Сын, но кто такой Дух Святой? Наша задача усложняется еще и тем, что Святой Дух имеет множество имен. Иисус называет Его Параклитом – именем, которое переводится как Утешитель; Духом истины, Духом обетования, Духом усыновления, Духом славы.
На первый взгляд может показаться, что Святой Дух – абстрактное понятие. Можно понять, кто такой Отец и кто такой Сын, но кто такой Дух Святой? Наша задача усложняется еще и тем, что Святой Дух имеет множество имен. Иисус называет Его Параклитом – именем, которое переводится как Утешитель; Духом истины, Духом обетования, Духом усыновления, Духом славы.
Библия использует множество символов, говоря о Святом Духе: это живая вода, утоляющая жажду и оживляющая; помазание елеем, которое исцеляет, укрепляет и посвящает; огонь, который горит, не сгорая, и преображает все в себя; облако, ведущее человека к Богу, и свет, который его просвещает; десница, которая благословляет и исцеляет, и перст, изгоняющий бесов, и пишущий на скрижалях закон. Святой Дух изображается в образе голубя, подобного тому, который был в ковчеге Ноя, или того, что сошел на Христа при Его Крещении.
В Ветхом Завете Святой Дух – совершенно конкретная реальность. Термин «дух» – это перевод еврейского слова «руах», означающего дыхание. Дух проявляется в основном тремя способами. Прежде всего, Он есть Дух жизни. В Символе веры мы исповедуем Его как Господа Животворящего. В книге Бытия говорится, что Дух Божий носился над водою. Слово и Дух Божий соединяются, чтобы дать жизнь. Дух вдыхает в лицо Адама дыхание жизни. Кроме того, Он есть Дух истины. В Символе веры мы исповедуем, что Он вещал через пророков. Когда пророк говорит от имени Бога, он делает это силой Святого Духа (см., например, Ис 42, 1-5). В-третьих, Дух есть Дух святости, который позволяет верующим оставаться в общении с Богом, как говорит псалмопевец: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс 51(50), 13).
В Евангелии Дух проявляется двумя способами. С одной стороны, Он сопровождает Христа в Его миссии: Христос рождается от Духа Святого, при Его Крещении Святой Дух сходит на Него в виде голубя; потом Он же ведет Христа в пустыню и пребывает с Ним; именно Святой Дух вдохновляет проповедь Христа, как Он Сам свидетельствует об этом в синагоге Назарета: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение…» (Лк 4, 18). С другой стороны, Святой Дух является плодом миссии Христа. Перед самым своим арестом Иисус молит Отца дать ученикам Духа истины (Ин 14, 16-17). После своего воскресения Христос дает Духа Святого своим ученикам: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин 20, 22). Это одновременно Дух Христа и Дух Отца: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). В другом месте Иисус говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7).
В Новом Завете Деяния Апостолов – это книга деяний Святого Духа. На Пятидесятницу (пятьдесят дней после Пасхи) на апостолов, собравшихся в горнице на молитву, сходит Дух Святой в виде сильного ветра и языков пламени: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 3-4). Это событие, делая апостолов свидетелями воскресшего Христа, считается рождением Церкви. Святой Дух неотделим от Церкви. В первых Символах веры христиане исповедовали эту истину так: «Верую в Святого Духа в святой Церкви».
Можно сказать, что Святой Дух находится в центре христианской жизни. Традиция Церкви различает семь даров Святого Духа: премудрость, разум, совет, крепость (мужество), ве́дение, благочестие и страх Божий.(Ис 11,2) Предание Церкви вслед за святым Павлом (Гал 5, 22), говорит о двенадцати плодах Святого Духа: это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, благость, благожелательность, кротость, верность, скромность, воздержание, целомудрие.