Святой Апостол Павел

Св. Апостол ПавелПавел – еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе римской провинции Киликия (в Малой Азии, на территории современной Турции) и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла – Савл, эллинизированная форма еврейского имени Саул. Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Отец Павла был фарисеем (Деян 23,6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия.

 

У истоков служения Павла как свидетеля христианской веры: апостола, миссионера, наставника – его личная встреча с Господом Иисусом по пути в Дамаск. Непримиримый фарисей Савл направлялся в Дамаск, чтобы наладить там работу по искоренению «назорейской ереси» (т.е. христианства). Однако в дороге случилось нечто, до основания перевернувшее всё его мировоззрение; нечто, направившее его жизнь в совершенно иное русло; нечто, прямо повлиявшее на будущую историю человечества (Деян 9,3-9; 22,6-12; 26,12-18).


Тот день начался как обычно. Однако около полудня спутников внезапно «осиял великий свет с неба», «превосходящий даже сияние солнца» в это время суток. Свет заблистал, охватив всё вокруг, а Савл, как и те, кто был с ним, пали на землю.

Что пережил, что почувствовал Иерусалимский фарисей, услышав обращенный к нему голос Иисуса: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Вероятно, он ощутил себя словно бы в другом измерении. Сознание собственной греховности перед Богом, неправоты, бессилия предстали перед его взором со всей очевидностью, ярко, отчетливо. Вполне возможно, что тоска, смятение, презрение к себе самому не давали ему покоя, но сознание прощения и любви Бога были сильнее.

Савл был поражен и сражен любовью Христа и Его милосердием. Господь не мстил ему, не грозил, а предлагал прощение и помощь, как и всякому падшему человеку. Иисус предлагал ему обрести почву под ногами, шагать уверенно: «Встань и стань на ноги твои». Иисус предложил ему участвовать в Его Собственном деле – деле Спасения: «Возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Савл всем сердцем откликнулся на этот зов. Он словно бы заново родился, родился для новой жизни, и знамением этого нового рождения стало принятое им новое имя – «Павел». Почувствовав себя любимым и прощенным, Павел возвестит любовь и прощение Господа всем окружающим, даст свидетельство везде, куда сможет, куда успеет прийти…

 

Любовь Христа постоянно «торопила» его (ср. 2 Кор 5,14). С огромным, невиданным дотоле энтузиазмом он возвещал имя Христово народам и их правителям (ср. Деян 9,1-19). По крайней мере в трех (а, вероятно, и в четырех, учитывая высказанное им в Послании к Римлянам намерение посетить Испанию; ср. Рим 15,24.28) миссионерских путешествиях, не зная усталости, не пугаясь препятствий и трудностей, он обошел едва ли не весь тогдашний цивилизованный мир, так что без всякого преувеличения мог сказать о себе: «я более всех их [других апостолов] потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор 15,10). Он принял эстафету огня, который Иисус Христос пришел низвести на землю и желал, чтобы он разгорелся (ср. Лк 12,49). «Горе мне, если не благовествую!» — говорил о себе Павел.

Он трудился на грани человеческих возможностей, используя любой шанс для свидетельства о Христе, смело вступая в любые открывшиеся ему «двери» (ср. 1 Кор 16,9). Он был убежден, что все без исключения люди, независимо от национальности, образовательного статуса, социального положения, прежнего образа жизни призваны стать «наследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф 3,6); а ему самому выпала величайшая милость Бога: «благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф 3,8).

Исполненный апостольской ревности, он раз за разом отправлялся на поиски людей, готовых откликнуться на слово Евангелия, выступал с проповедями перед толпами народа, основывал христианские общины в значительных политических, экономических, культурных центрах Римской империи – Антиохии, Эфесе, Милете, Листре, Иконии, Фессалониках, Филиппах, Коринфе. Он выступил с речью в крупнейшем центре философской образованности того времени – Афинском ареопаге, а затем обратил свой взор миссионера и наставника (катехизатора) в сторону «столицы мира» Рима и далекой Испании, которая считалась тогда пограничьем «обитаемой земли».

Он не дал себе отдыха, даже попав в заключение: и в тюрьме, «в узах», он, побуждаемый «заботой о всех церквах» (2 Кор 11,28), продолжал поддерживать контакты с многочисленными христианскими общинами через переписку и своих сотрудников.

В конце своей жизни Павел с удовлетворением мог констатировать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия» (2 Тим 4,7-8). Свое служение миссионера и свидетеля веры он запечатлел собственной мученической кровью, пролитой у стен Рима ради верности Христу и Его Евангелию.

 

Любому христианину, где бы и когда бы он ни жил, надлежит прежде «пройти свой путь в Дамаск» (конечно, сообразно со своей личной, неповторимо-индивидуальной ситуацией), пережить опыт личной встречи со спасающим, прощающим, любящим Иисусом, результатом которой станет метанойя – глубокое обращение ума и сердца.

Подлинное свидетельство о Христе не может сводиться к возвещению некого абстрактного учения, к «обучению предмету», к перечислению и толкованию догматов веры и этических правил поведения. В своей сути и основе свидетельство христианина – это живое свидетельство о Живом Господе Иисусе, безмерно любящем нас, желающим вступить с нами в диалог и сопровождать нас на всём пути нашей жизни. Такое свидетельство сможет дать не тот, кто выучил Катехизис, прочел массу другой религиозной литературы, обзавелся яркими наглядными пособиями, а тот, в чьей жизни была своя «встреча у ворот Дамаска», тот, кто, вслед за апостолом Павлом, сможет сказать о себе: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал 1,11-12).

В. Дегтярев

http://sibcatholic.ru/