Ченстоховская Богоматерь

CzestochowskaУже издалека, подъезжая к польскому городу Ченстохова, можно видеть построенную в 1716 году в барочном стиле 106-метровую стройную колокольню Ясногорского монастыря, знаменитого тем, что здесь хранится величайшая реликвия, почитаемая и католиками, и православными – чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икона, называемая также «Черная Мадонна» – из-за темного лика Богоматери, принадлежит к числу самых почитаемых святынь Польши и многих европейских стран.

Ясной Горой (Ясна Гура) в Ченстохове называют холм высотою в 293 метра, где расположен комплекс монастырских построек, окруженных оборонительным валом и большим парком.

Первые массовые паломничества в Ясногорский монастырь известны еще с начала XV века. Особенно много паломников было 3 мая 1966 года, когда в Польше широко отмечали праздник 1000-летия крещения страны, и в 1982 году, когда праздновали 600-летний юбилей Ясногорского монастыря. Но самым рекордным по числу паломников, пожалуй, был август 1991 года, когда в Ченстохове проводился Всемирный день католической молодежи с участием Папы Иоанна Павла II. Тогда, согласно официальной статистике, паломничество к Ченстоховской святыне совершили более миллиона человек. По некоторым данным, ежегодно поклониться святыне прибывают сотни тысяч паломников со всего света, а в день Успения Божией Матери сюда стекаются свыше 200 тысяч человек.

Согласно преданию, Ченстоховская святыня относится к иконам Пресвятой Богородицы (тип Одигитрия), написанным евангелистом Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66– 67 годах, во время осады города римскими войсками, христиане бежали с образом в местечко Пеллу, где сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах. Царица Елена во время посещения Иерусалима в 326 году получила эту икону в дар, привезла ее в Константинополь и поместила в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В недавно изданных материалах монашеского Ордена Святого Павла описывается история появления чудотворной иконы в Ченстохове. Икону в 1382 году сначала обрел польский князь Владислав Опольчик, а потом привез ее на попечение монахам-паулинам в Ясную Гору.

Капеллу Девы Марии, где хранится Ченстоховская святыня, верующие называют сердцем монастыря. Сначала, в 1384 году, была выстроена небольшая капелла из дерева. Позже, в первой четверти XVI века, была возведена на королевские деньги другая, которая в 1644 году была перестроена в трехнефную часовню. Сама икона (ее размеры – 121,7 х 81,5 см), украшенная серебряной рамкой (1673), вставлена в алтарь из черного эбенового дерева (1645–1650). С давних пор монахи пекутся о безопасности иконы, поэтому она бывает обыкновенно полностью закрыта серебряной панелью (1723), называемой «затвором». В установленные часы и при громко звучащем органе монахи открывают образ для поклонения паломников.

В 1716 году ясногорские монахи подали в Рим прошение о короновании образа, а после одобрения этой просьбы Папой Климентом ХI через год икона в присутствии 200 тысяч паломников была коронована. Возложение на главы Иисуса и Его Матери корон символизирует особую значимость и чудотворность иконы.

Усыпанный бриллиантами оклад и золотые короны над главами Богоматери и Младенца, которые сегодня видят паломники на иконе, – дар Папы Римского Святого Пия Х, сделанный им в 1910 году. С левой стороны от образа с 1926 года помещены регалии Богородицы – «Королевы Польши» – скипетр и яблоко, выполненные на пожертвования польских женщин-католичек. С правой стороны иконы можно видеть «золотую розу» и сердце из золота с надписью «Totus tuus ego sum» («Я весь твой»), преподнесенные иконе Папой Святым Иоанном Павлом II в 1979 и 1982 годах.

Самое ранее описание лика Божией Матери на этой иконе принадлежит некоему Яну Длугошу: «Королева Света… с наичудеснейшим ликом… написана удивительным и редким способом» Потемневший от времени лик Царицы Небесной, писанный на зелено-голубом с бирюзовым оттенком фоне, обращен к верующим, на них же взирает и Младенец Иисус, в одеянии Которого преобладает карминный цвет. Темно-синее с голубыми тонами облачение Божией Матери украшено золотыми стилизованными лилиями. Вокруг глав Богоматери и Ее Сына – широкие нимбы, сливающиеся в одно целое. Их золотисто-желтый цвет контрастирует с потемневшими от времени другими красками иконы. На правой щеке Богородицы заметны шрамы – следы сабельных ударов, нанесенных гуситами, напавшими на монастырь 14 апреля 1430 года.

Об истории монастыря и пребывании в нем чудотворного образа рассказывают экспонаты музея 600-летней обители, арсенала, тематических выставок. В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому времени почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, который, несмотря на большое численное превосходство врагов, заставил шведов снять осаду, и спасение Ченстоховской иконы вызвало большой патриотический подъем в стране, приведший к изгнанию шведов за пределы Польши. Эти события, изложенные, кстати, в историческом романе Генрика Сенкевича «Потоп», были расценены многими поляками как чудо, совершенное Ченстоховской святыней.

В первый день апреля 1656 года польский король Ян Казимир торжественно провозгласил Божию Матерь Ченстоховскую Покровительницей королевства. В следующем столетии в ходе Северной войны монастырю пришлось пережить еще несколько нападений – в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они по молитвам народа перед чудотворной иконой были также успешно отражены.

Имеются сведения, что Ченстоховской святыне приезжали поклониться российские императоры Петр I, Александр I, Николай I. В ходе наполеоновских войн монастырь в 1813 году был занят русской армией, и настоятель Ясной Горы преподнес список Ченстоховского образа русским военачальникам; список этот, как известно, потом долго хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

В годы Второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами и все паломничества к чудотворной иконе были запрещены. В середине января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что немецкие солдаты оставили монастырь, не причинив вреда его великой святыне и не разграбив его бесценные сокровища. А их здесь было превеликое множество.

Начиная еще со средних веков, Ченстоховской святыне приносились дары из всех европейских стран. Это были и скромные пластины-украшения из воска, и подвески из золота и серебра, а также уникальные по красоте ювелирные и художественные ценности, выполненные из золота, жемчуга и драгоценных камней. Их было так много, что монахи решили шить специальные оклады – одеяния из бархата, на которые пришивались ювелирные изделия, выполненные из каких-либо однородных драгоценных металлов или камней. В 1717 году украшения стали переносить на новый фон, конструируя специальные оклады-одеяния с металлической основой. Свои названия оклады стали получать от преобладающих на них камней или украшений: бриллиантовый, рубиновый, жемчужный, оклад из золотых или серебряных цепочек и т.д.

С Ченстоховской иконы сделаны многие копии, хранящиеся в католических и православных монастырях и храмах.