Это торжество ввёл 11 декабря 1925 г. Папа Римский Пий XI, завершая Юбилейный год. Он предписал, чтобы во всех католических церквях после главной литургии при выставленных на алтаре Пресвятых Дарах была отслужена Литания Пресвятому Сердцу Иисуса и был прочтён акт Посвящения человечества Святейшему Сердцу (энциклика «Quas primas»).
В ходе литургической реформы II Ватиканского Собора это торжество было перенесено на последнее воскресение церковного года как знак того, что всё, чем человек обладает, и на что человек надеется, как на физическом, так и на духовном уровне, – всё имеет своё начало и славное завершение в Иисусе Христе.
…Казалось бы, сегодня подчёркивание царского титула Христа лишено смысла. Все земные царства и королевства канули в прошлое. Те, что ещё сохранились, воспринимаются, скорее, как памятники давно минувших дней. Тем более покажется странным называть царём Иисуса, – Того, Кто никогда не носил короны, не держал скипетра, не восседал на троне.
И, тем не менее, этот титул по праву надлежит Христу более, чем кому-либо. Он – истинный Царь, величие всех земных правителей меркнет перед Его величием.
Земные властители получают титул царя тремя путями: посредством наследования, назначения либо завоевания.
Иисус Христос, как прямой потомок Давида, – царь по рождению. Об этом говорят евангелисты, приводя Его родословную (Мф 1, 5-16; Лк 3, 23-38). Даже простолюдины знали, что странствующий Проповедник – потомок великого царя Израилева, и Его всюду называли попросту «Сын Давидов». Царь по крови, Иисус не был только человеком. Он Сын Божий, равный Богу-Отцу, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Поэтому Он Царь не только земли, но и неба, всевышний Царь, Которого нельзя сопоставить с царями земными.
Сыны Адама завоёвывали царский титул в кровавых битвах. Иисус никогда не боролся за власть, да и вообще никогда не применял силы. Однако Он пролил Свою собственную кровь ради спасения всего человечества. Христос сказал Никодиму: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Ёмко и красиво выразил ту истину, что все мы – «трофеи» Иисуса Христа, святой апостол Пётр : «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1, 18-19).
Мы сами выбираем Иисуса своим царём. Во время совершения Таинства Крещения катехумен становится подданным Иисуса Христа. Крещальные обеты и исповедание веры – не что иное, как нерасторжимая присяга Вечному Царю. Принимая святое Крещение, мы добровольно отдаём себя во владение Христу, а Он нам даёт обилие Своей благодати и вечную жизнь.
На земле сейчас живёт более миллиарда христиан. И если каждый крещёный является подданным Иисуса Христа, то у кого из земных царей за всю историю человечества было столько подвластных людей?
Во время земной жизни Иисус неоднократно подтверждал своё право на царский титул. Когда Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?», то получил ответ «Ты сказал» (Ин 18, 34-37). Пилат хорошо это запомнил, потому и поместил этот титул на Кресте, причём на трех языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19, 19). Но Иисус говорит Пилату, что Его Царство несравнимо с царствами земными: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин 18,36). Невозможно представить себе, что Сын Божий пришел на землю, чтобы исполнить националистические стремления того или иного народа. Поэтому избранный народ и отверг Иисуса. Израильтяне ожидали иного царя, облеченного земным могуществом и величием. Когда Иисус творил чудеса, Его хотели насильно сделать царем (Ин 6, 15).
Иисус Христос никогда не участвовал в войнах и был противником всякого насилия, однако Он неоднократно являл Себя как Властелина Вселенной, когда подчинял Себе природные стихии, усмирял бури и ветры, претворял воду в вино, ходил по волнам, исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. Всё это он совершал на глазах у многочисленной толпы.
Иисус Христос называл Себя «господином субботы», давал Своим ученикам власть отпущения грехов и чудотворную силу. Он прямо сказал : «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28,18). Никто, кроме Него, за всю историю человечества не осмелился произнести таких слов.
Иисус Христос – Царь Вселенной. Только один Царь смог позволить Себе принять терновую корону позора и бесчестия, потому что только Его невозможно лишить славы, которую дал Ему предвечно Отец, ещё до сотворения мира. Предвечная истина не защищается и сама не использует силу. Только такая истина кротка и смиренна. Тот, кто отрекается от неё, обрекает себя на существование в мире, лишенном любви и смысла.
Воздавая славу Христу-Царю, мы спускаемся на глубину, но не в мрачную пропасть ада, а в неисчерпаемую бездну любви и милосердия. Всё живо дыханием Любви, даже если обезображено грехом. Всё произошло из Любви и всё к ней стремится, и это нам показывает торжество, завершающее литургический год. Наш удел не холод и мёртвость зимы, но тепло любви Божией и полнота жизни во Христе Иисусе.