Орден Проповедников

 opСреди многочисленных монашеских общин Католической Церкви есть Орден Проповедников, основанный                    св. Домиником в ХIII веке, чтобы проповедью Евангелия и личным примером вести людей к Богу.

Первый доминиканский монастырь был основан в Тулузе (южная Франция) в 1215 году, а уже через год папа Гонорий III утвердил новый Орден. Еще при жизни св. Доминика монастыри братьев-проповедников появились почти во всех странах средневековой Европы.

Уже почти 800 лет доминиканцы, подражая Апостолам, живут в братской общине, принося обеты целомудрия, бедности и послушания. Учась взаимной ответственности и любви, они проповедуют миру Истину Евангелия и противостоят заблуждениям. Умение отделять правду от лжи отражено в нашем черно-белом гербе.

Девиз Ордена – «Veritas» (Истина) был и остается важнейшим для доминиканцев.

Очень важное место в жизни доминиканцев занимает молитва, прежде всего совместное участие в Святой Мессе и Литургии Часов.

Фра Анджелико. Встреча Св. Доминика и Св. Франциска

Фра Анджелико. Встреча Св. Доминика и Св. Франциска

Доминиканцы делятся с  другими людьми плодами своей молитвы и знаний. Изучение философии и богословия позволяют им глубже проникнуть в тайну Откровения Божия, дабы с большей пользой служить Богу и людям.

Проповедникам Евангелия необходимо вооружиться подлинным учением, а потому первый генеральный капитул (коллегиальный орган управления) Ордена определил, что в каждом монастыре должен быть свой преподаватель. Внимательнейшее изучение священной истины, заменившее присущие монастырской жизни физический труд и lectio divina (божественное чтение), co временем привели к появлению выдающихся богословов, а также к расширению понятия доминиканского проповедничества. Девиз Ордена  –  «Veritas» – Истина – был и остаётся важнейшим для доминиканцев.

 В год смерти св. Доминика Орден насчитывал 70 монастырей и несколько сот монахов. Монастыри располагались в крупных городах, что было новшеством для монашеской традиции. Св. Доминик послал братьев в города, чтобы там проповедовать и учиться в университетах, а также создавать собственные школы. В результате доминиканцы сделались одними из самых образованных монахов и черпали призвания из среды студентов и профессоров. Вскоре они и сами, первыми из нищенствующих Орденов, стали преподавать в университетах Европы.

Фра Анджелико. Коронация Богородицы

Фра Анджелико. Коронация Богородицы

Доминиканцы основали собственные учебные заведения — в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др., возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. Альберт Великий и Фома Аквинский — замечательнейшие ученые-доминиканцы; к Ордену Проповедников принадлежали также Экхарт, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

Доминиканцами  были также выдающиеся художники средневековья — Фра Анжелико (1400—1455) и Фра Бартоломео (1469—1517).

С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей не только в Европе, но и  в дальних странах, на Дальнем Востоке, в Азии. После открытия Америки братья-проповедники возвещали Благую Весть местному населению и защищали его от произвола колонизаторов. Наиболее прославились на этом поприще епископ Бартоломео де Лас Касас и  св. Людовик Бертранд.

На славянские земли доминиканцев привел св. Гиацинт Одровонж, родоначальник Польской Провинции Ордена. Он проповедовал в Чехии, среди прусов и в Киевской Руси. Основал монастырь в Киеве до 1240 года и совершал здесь чудеса.

image630В XIII-ХV веках доминиканские монастыри существовали и в Крыму – на территории генуэзских поселений. В крымских монастырях прибывшие из Италии миссионеры совершенствовались в изучении восточных языков для дальнейших миссионерских поездок в страны Азии. В 1612-1639 годы в Каффе (Феодосии) также действовала миссия доминиканцев.

В Ялте отцы-доминиканцы работают с 1991 года.

 Плод братской любви – Доминиканская Семья, в которую, кроме священников, входят братья, не имеющие сана,  монахини-затворницы, сестры апостольской жизни (второй орден — женская ветвь) и различные общины доминиканцев-мирян, или терциариев (третий орден) — людей живущих духовной жизнью ордена, но остающихся в миру.

Доминиканцы-миряне

 В XIII в. из т.н. «братств покаяния» сформировался Третий Орден доминиканцев-мирян (терциариев), живших в миру согласно принципам доминиканской духовности.  Он представлял собой общину католиков, не принимающих обета безбрачия, но тем не менее подчиняющихся основным пунктам доминиканского устава и помогающим в работе своим «старшим братьям» – монахам. В 1285 году Третий Орден доминиканцев получил собственный устав.

К числу доминиканских терциариев принадлежали многие известные личности, такие, как св. Екатерина Сиенская,       св. Роза Лимская (первая канонизированная святая Нового Света) и священник св. Людовик Гриньон де Монфор.

И в наше время доминиканцы-миряне, будучи членами Ордена, участвуют в его апостольской миссии посредством учебы, молитвы и проповеди Слова Божия в формах, соответствующих условиям жизни мирян, стремясь возлюбить Истину всем сердцем и свидетельствовать о ней всей своей жизнью.

Особенности Третьего Доминиканского Ордена основываются на знании Священного Писания, Предания и Учения Католической Церкви. Знание и постоянное изучение этих трех источников наделяют доминиканских терциариев способностью все глубже и прекраснее общаться с Богом, а также все глубже и прекраснее говорить о Боге людям.

Идеал жизни, основанной на Евангелии, который воплощал Св. Доминик, нашел широкое признание, и множество молодых людей пошло по стопам Святого.

 dЖизнь доминиканцев носит и созерцательный характер. Специфичность созерцательности проявляется в кропотливом изучении священной истины и в литургическом богопоклонении. Однако даже созерцательный подход к учению подчинён непосредственно спасению душ через проповедничество и учительство, а богослужение, в свою очередь, нацелено на учение, приуготовляющее братьев к апостольству. Так, уже первая Конституция Ордена постановляла: «Наше обучение со всей ревностностью, всеми силами должно быть направлено к главной цели – стать полезными душам наших ближних».

   Вследствие того центрального места, которое всегда отводилось в жизни доминиканцев изучению священных истин, духовность братьев-проповедников сочетает в себе два направления: духовность доктринальную и духовность апостольскую. Этим объясняется и то, что доминиканцы на протяжении веков вносили и продолжают вносить вклад в сокровищницу Церкви в сфере её священной доктрины как с кафедры проповеднической, с учительской кафедры, так и пером писателя. Кропотливое изучение священной истины, столь строго предписанное Св. Домиником членам основанного им Ордена, вырабатывает у брата-проповедника такую форму созерцательности, которая позволяет ему передавать другим плоды своего созерцания.