22 декабря 2016 года исполняется 800 лет со дня утверждения Ордена Проповедников, более известного как Орден Доминиканцев.
Святой Доминик де Гусман, родившийся в 1170 г. в Калеруэге (Испания), был помощником настоятеля каноников-августинцев кафедрального капитула в Осме. Сопровождая в путешествиях епископа Диего де Асеведо, он впрямую столкнулся с альбигойской ересью, разрушительно действовавшей на Церковь южной Франции. Узнав о неудаче легатов, пытавшихся обратить французских еретиков, епископ Диего принял радикальное решение — распустить свою свиту и стать, подобно апостолам, странствующим проповедником, путешествущим, как нищий, только пешком.
Осенью 1206 г. Доминик основал первый монастырь доминиканок в Пруйе. В конце 1207 г. епископ Диего скончался в Осме, куда вернулся за новыми проповедниками. С его смертью проповедничество не прекратилось, а было продолжено Домиником, который с одобрения Папы Иннокентия III и Авиньонского Собора (1209) почти в полном одиночестве проповедовал с 1209 по 1213 г.г., во время Крестового похода против альбигойцев во главе с Симоном де Монфором. К 1214 г. к Доминику присоединилась группа единомышлеников, и в июне 1215 г. Фулк, епископ Тулузский, издал документ, в котором объявлял: «Мы, … Фулк, … утверждаем брата Доминика и его единомышленников проповедниками в нашей епархии… Они, как и подобает монахам, обязуются передвигаться пешком и проповедовать истины Евангелия в евангельской нищете».
Возможность просить Папу Иннокентия III об учреждении нового Ордена представилась Доминику во время пребывания в Риме, куда он попал, сопровождая епископа Фулка на Латеранский Собор, созванный в ноябре 1215 г. Иннокентий III отнесся сперва неблагосклонно к намерению Святого Доминика. Он без труда согласился принять под покровительство Римской Церкви Пруйльскую обитель, что и гласила грамота от 8 октября 1215 г., но он не мог решиться дать свое согласие на учреждение нового Ордена, намеревавшегося поучать Церковь проповедью.
Историки указывают на две причины его несогласия. Во-первых, проповедь являлась обязанностью, которую апостолы передали епископам, и передача этой присущей епископскому званию обязанности новому Ордену противоречила, по-видимому, традиции. Правда, епископы давно уже добровольно воздерживались от выпавшей им на долю чести возвещать Слово Божие, и незадолго перед тем закончившийся четвертый Латеранский Собор вменил им в обязанность назначать для этого священников, способных заменить их. Но назначение епископом для проповеди сменяемых викариев было одно, а проповедь Евангелия живущим своей собственной жизнью Орденом как его постоянная деятельность было другое. Не значило ли это основать в Церкви апостольский Орден, а мог ли в ней существовать таковой, помимо епископов? Вот какой вопрос возбуждал Доминик своим рвением, вопрос настолько важный, что даже Иннокентий III, несмотря на весь свой гений, затруднился ответить на него. Должен ли он был противиться внушению Бога, Который не раз воздвигал достойных епископов Церкви Своей, а теперь давал им в сотрудники монашеский Орден?
Тем не менее изданное Латеранским Собором постановление вносило некоторые трудности в разрешение этого вопроса, которые стесняли свободу его мысли. В самом деле, Собор постановил во избежание путаницы и неудобств, связанных с умножением монашеских Орденов, запретить их дальнейшее умножение. Возможно ли было так быстро нарушить торжественное постановление Собора?
Бог, видимым чудом мудрости Своей, оказывающий вечную помощь Римской Церкви, положил конец сомнениям Иннокентия III, ибо Он хотел только в последний раз испытать слугу Своего Доминика. Однажды, когда Иннокентий спал во дворце Святого Иоанна Латеранского, он увидел во сне, что базилика готова рухнуть и что Доминик плечами своими поддерживает ее колеблющиеся стены. Осведомленный этим чудесным внушением относительно воли Бога, он призвал к себе Доминика и велел ему вернуться в Лангедок, чтобы выбрать там вместе с товарищами один из древних уставов, который покажется ему самым подходящим для создания нового воинства, которым он хотел обогатить Церковь. Таким образом он нашел средство не нарушать постановления Латеранского Собора и поставить новый замысел Доминика под покровительство традиции, печать которой он ему придал.
Отцами монашеской жизни на Западе были два человека. Это Святой Августин и Святой Бенедикт. Доминик предпочел Святого Августина. Нетрудно угадать причины этого выбора. Хотя славный епископ и не имел замысла основать апостольский Орден, он сам был апостолом и учителем, дни его прошли в благовествовании Слова Божия и в защите полноты его против современных ему еретиков. Естественно, что его более чем кого бы то ни было можно было избрать покровителем возникавшего Ордена Братьев Проповедников. Мало того, покровительство это не являлось для Доминика чем-то новым, он свыкся с ним во время своей долгой жизни в общине каноников Осмы, и, таким образом, к выбору этому его привели как жизнь на прежнем поприще, так и особый род его настоящего призвания.
Папа Иннокентий III умер в Перузе 16 июля, а два дня спустя на папском престоле воссел кардинал Конти, из древнего рода Сабелли, под именем Гонория III. Эта смерть лишила доминиканцев надежного защитника и подвергла судьбу их Ордена всем случайностям нового двора. Но это испытание было кратковременно. Доминик, в третий раз пройдя через Альпы, скоро получил от нового Папы достойную награду за все свои труды.
22 декабря 1216 г. Орден Проповедников был утвержден папской буллой Religiosam vitam, подписанной Папой Гонорием III и восемнадцатью кардиналами. 21 января 1217 г. Папа издал вторую буллу Gratiarum omnium, в которой назвал Доминика и его единомышленников братьями-проповедниками. Папа называл их «непобедимые рыцари Христовы, вооруженные щитом веры и шлемом спасения», и взял их под свое покровительство как «наделенных особой миссией сыновей».
Все особенности Доминиканского Ордена были определены первым капитулом в 1216 г. и генеральным капитулом в 1220 г.: спасение душ с помощью проповеди как первейшее назначение Ордена; тщательное изучение священной истины, заменяющее монастырское lectio divina и физический труд; повышенное внимание к соблюдению молчания как средства, способствующего учению; краткое, исключающее все лишнее антифонное богослужение по бревиарию, которое не должно отвлекать от изучения священной истины; разрешение послаблений, связанных с исследованиями, апостольской деятельностью, а также по болезни; выборы начальствующих членами общины или провинции; ежегодный генеральный капитул всего Ордена; обет послушания верховному генералу Ордена; строгое соблюдение обета бедности каждым членом и всей общиной.
Уже 800 лет доминиканцы, подражая Апостолам, живут в братской общине, принося обеты целомудрия, бедности и послушания. Учась взаимной ответственности и любви, они противостоят заблуждениям и проповедуют миру Истину Евангелия.