Блаженный Генрих Сузо

Блаженный Генрих СузоВместе с Мейстером Экхартом и Иоханном Таулером, Генрих Сузо (Heinrich Seuse) является представителем доминиканской духовности рейнских мистиков XIV века. Основное внимание он уделяет созерцанию и постепенному очищению от всего, что отвлекает от Христа, Вечной Истины. В своих творениях Сузо учит различать истинную свободу и свободу «неупорядоченную» — произвол; а идеал христианина видит в человеке, едином со Христом и подобным Ему во всем. Сузо ведет своих читателей и учеников к соединению со Христом через созерцание Его совершенства и Его Страстей, обращая большое внимание на то, что затрагивает чувства: созерцание ран Христа и сострадания Богородицы. Такой подход характерен для его эпохи: в живописи на переломе XIV и XV веков также начинают преобладать трагические сюжеты: Страсти Христовы, Пьета, снятие с Креста.

Генрих Сузо родился в Констанце в конце XIII века. Его отец был резким человеком, зато мать была кроткая и набожная. Сын унаследовал ее черты. Генрих вступил в Доминиканский Орден в Констанце в возрасте тринадцати лет. Родители мальчика долгие годы пытались вернуть его домой и предъявляли претензии монастырю, ссылаясь на то, что их сын был незаконно принят в общину в столь юном возрасте. В течение первых пяти проведенных в монастыре лет Генрих не был особо ревностным монахом, но в восемнадцать он удостоился видения и обратился. С тех пор он стал подвергать себя суровой дисциплине, и к сорока годам довел себя до полусмерти. Сам Господь указал ему на то, чтобы он выбросил в Рейн орудия умерщвления плоти, которыми мучил себя, что Генрих и сделал.

После начальной формации юноша отправился в Кельн, где познакомился с Мейстером Экхартом (около 1320-1325) и стал его учеником. В Констанц Сузо вернулся в 1329 году и пробыл там до 1336 года. В местном монастыре он был сначала лектором, затем приором. В защиту Экхарта, осужденного Папской буллой, Сузо написал проникнутую поэтическим духом «Книгу истины», что принесло ему самому серьезные проблемы: сначала Капитул Провинции, а затем и Генеральный Капитул Ордена досрочно освободили его с поста приора. Сузо остался в том же монастыре и посвятил себя молитве, проповеди в разных уголках Южной Германии и написанию «Книги Премудрости», посвященной Магистру Ордена. Эта книга была самой читаемой в Германии в XIV-XV веках, ее списков сохранилось до сих пор больше, чем «Подражания Христу». Сузо был оклеветан и унижен, его оставили даже друзья. Будучи по своей природе человеком мирным и чувствительным, он тяжело переживал несправедливость. Позднее все обвинения с Сузо были сняты.

Страдания не помешали ему быть прекрасным пастырем для затворнических сестер доминиканок. Одна из них, Элизабет Штагель, написала позднее жизнеописание Генриха Сузо: годами она записывала его рассказы и пересказывала содержание разговоров с ним, сохраняла его письма.

Отказавшиеся подчиниться схизматическим приказам императора Людвига Баварского доминиканцы покинули Констанц и стали скрываться в Дизенхофе. Сузо снова стал приором, но и тут в его адрес посыпались самые нелепые обвинения. Чтобы защитить монаха от наветов, его отправили в Ульм. О последних годах жизни Генриха Сузо известно мало. Он умер в возрасте примерно семидесяти лет 25 января 1366 года и был похоронен в кафедральном соборе Ульма. Собор в Констанце признал его блаженным, но официальная беатификация состоялась лишь в 1831 году.