О Пасхальных обычаях

Пасхальное бдение

IMG_0133Ежегодное празднование Воскресения Господня восходит к первым поколениям христиан. В течение трех веков Пасха была единственным церковным праздником. День перед нею называется вигилией — от латинского «vigilia», означающего бдение или ожидание. Христиане выбрали именно ночные часы для празднования  победы Христа над грехом и смертью.

А когда в небе появлялась первая звезда, начинался обряд, длившийся всю ночь. Вначале читали Писание и молились. Чтений обычно было 12, и в них подчеркивалась важность нового творения и необходимость спасения через крещение водой. В числе излюбленных были рассказ о сотворении мира, о грехопадении, о потопе, о жертвоприношении Исаака, об Исходе, о переходе через Чермное море и обретении Земли обетованной.

Со временем темы творения и спасения приняли вид ритуала — рождения новой твари в крещальных водах, — главным образом выражавшегося в крещении взрослых. Обряд начинался с благословения святой воды с пением  литании Святым, погружением в воду пасхальной свечи и освященного елея. После этого крещаемые, иногда годами готовившиеся к этому событию, отрекались от сатаны и его дел в их прошедшей жизни, исповедовали веру и принимали крещение, помазание елеем, а также облекались в белые одежды. К V в. в Римской Церкви появилось второе помазание, совершаемое епископом, которое впоследствии развилось в таинство миропомазания (конфирмации).

В первые века христианства существовала традиция давать новокрещеным молоко и мед. Это символизировало их младенчество в вере, а также то, что они только что вошли в Землю обетованную, где «текут молоко и мед». И по окончании бдения, на рассвете, неофиты впервые разделяли евхаристическую трапезу с общиной верных.

С некоторыми изменениями сегодняшний обряд отражает традиции ранних веков христианства.

Воскресная пасхальная Месса

339px-Gaudenzio_Ferrari_-_Christ_rising_from_the_Tomb_-_Google_Art_ProjectВ ранней Церкви ее не существовало. Она была введена лишь после того, как пасхальное бдение было перенесено на утренние часы Великой субботы. Поэтому богослужение не отличается никакими особенностями — кроме радостных пасхальных песнопений и Аллилуйя и окропления собравшихся святой водой.

В средневековой Европе люди в праздничных нарядах после воскресной мессы устраивали шествие по улицам. Впереди процессии несли распятие или пасхальную свечу. Хотя первоначальное значение этой традиции уже утеряно, она развилась в странах Запада в пасхальные шествия, которые и теперь популярны во многих городах.

Дата Пасхи

Смерть Иисуса произошла в самый важный из еврейских праздников — День Исхода, и в Воскресении исполнилось все, что означал Исход для первых учеников Христа. Это был исход из рабства в духовную свободу. Иисус стал отныне пасхальным агнцем, закланным ради обретения этой свободы так же, как приносились в жертву агнцы в вековой иудейской традиции.

Почти во всех языках ежегодное празднование Воскресения обозначается словом, имеющим что-нибудь общее со словом «исход», например «пасха» — от евр. Песах.

Среди первых христиан возникли споры по поводу установления ежегодного праздника Пасхи. Некоторые утверждали, что он должен праздноваться в 14 день месяца нисана в еврейском календаре. Обычно это будний день. Другие настаивали на том, чтобы это всегда происходило в воскресенье, ибо Христос воскрес из мертвых в первый день недели. В 325 г. Никейский Собор установил празднование Пасхи в воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия.

Пасхальный агнец

IMG_0523Жертвенный агнец был ключевым символом еврейской пасхи, а для христиан стал символом Иисуса, Агнца Божия, закланного и воскресшего из мертвых, чтобы мы все обрели свободу от греха. Пасхальный агнец стал важным символом в христианском искусстве. Также получили широкое распространение украшения и пасхальные хлебцы в виде ягненка.

Пасхальные яйца

Яйца были символом плодородия, так как появление из яйца живого существа вызывало изумление древних. Христиане унаследовали эту традицию, и пасхальное яйцо стало религиозным символом, образом гроба, из которого Иисус восстал к новой жизни.