Галилейский крестьянин, происходивший из рода царя Давида. Сто лет спустя после Христа, когда римский император пожелал глянуть на своих возможных еврейских конкурентов и ему доставили всех, в ком текла кровь великого царя, он только рассмеялся — перед ним стояли землепашцы и виноградари с огрубевшими от работы руками; все были отпущены с миром.
С Девой Марией Иосиф обручился, будучи уже вдовцом, имея нескольких детей. Позднейшие восточные предания говорят об Иосифе как о восьмидесятилетнем старце, которому первосвященники поручили хранить Пресвятую Деву. Это, разумеется, характерный средневековый домысел, искажающий евангельский рассказ, который недвусмысленно говорит о том, что Иосиф был поражен беременностью Марии, и что он хотел “отпустить” ее. Вестник Божий просил его “не бойся” — что означает, Иосиф испугался, а всякий страх есть страх за себя, страх за свою честь, которую, как подумал Иосиф, предала жена. Подвиг Иосифа в том, что он, обычный ветхозаветный праведник, принял такой замысел Божий, к которому его подготовили все века ветхозаветного откровения. Он принял волю Божию сам, своим сердцем, и это стало его подвигом. В современной Западной Церкви ему молятся о “блаженной кончине”, смерти безболезненной и счастливой. Это почитание, видимо, берет свое начало в восточной традиции, где уже в древности была написана апокрифическая “История Иосифа плотника” (написана на греческом, сохранились переводы на коптский и арабский), подробно описывавшая кончину Иосифа (которая в Евангелии совсем не упомянута) и то, как Иисус и Мария утешают его и облегчают последние минуты его земного существования.
Праздник Святого Иосифа — 19 марта.