Спустя 40 дней после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне.
Согласно Писанию, Иисус после своего Воскресения «в продолжение сорока дней» являлся своим ученикам «говоря о Царствии Божием», а затем собрав Апостолов в Иерусалиме и повелев им не расходиться сказал: «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян.1:9-11)
“Воскресение Господне — наша надежда, Вознесение — наше прославление. В день Рождества своего Господь дал свидетельство, что Он истинный человек. В день своего Вознесения — свидетельство того, что истинный Бог. После могилы — небо, после креста — трон. На трон небесный посажено тело земное”, — так писал святой Августин в IV веке.
Издавна христиане почитали место на Масленичной горе, где находится камень, с которого согласно традиции, вознесся на небе Христос. Указывают даже на след от его стопы на этом камне, последний след, который Он оставил на земле, перед тем как вознестись на небеса. В конце IV века здесь была возведена ротонда, рядом с которой был построен монастырь. В XII веке крестоносцы поставили на этом месте небольшой восьмиконечный храм и монастырь, скорее напоминающий крепость. Не прошло и столетия, как святыня превратилась в мечеть. С тех пор она находится во владении мусульман. На данный момент здание является скорее мемориалом, открытым для посещения представителям всех вероисповеданий (чаще всего за деньги). Согласно султанскому декрету, выданному в XIX веке, католики могут совершать богослужения в этой святыни в Торжество Вознесения Господня.
Первоначально Церковь праздновала Вознесение Господне вместе с торжеством Сошествия Святого Духа на Апостолов. Разделение этих праздников произошло около 370 года, свидетелем этим событий был святой Августин. Торжество Вознесения Господня всегда приходится на четверг. Поэтому в ряде стран его празднование переносится на ближайшее воскресенье.
В этот день убирается с алтарей фигура Христа Воскресшего, которую устанавливают во время праздника Пасхи.
* * *
«Что вы стоите и смотрите на небо?»
Проповедь отца Иакинфа Дестивеля ОР в торжество Вознесения Господня
Господь наш Иисус Христос, после того как Он сопровождал нас сорок дней в пустыне во время Великого поста и сорок дней в земле обетованной в Пасхальное время, вознесся на небеса. Вспоминая, как Господь вознесся к престолу Отчему, мы празднуем и наше собственное грядущее вознесение. Как гласит вступительная молитва этой Мессы: «Вознесение Христа возвысило природу человеческую; Он как Глава предшествовал нам во славе, которую и мы надеемся обрести как члены Тела Христова». Однако путь на небеса не так прост.
Ветхозаветная Книга Царств рассказывает, как пророк Илия был в конце своей жизни телесно взят на небо на огненной колеснице. Он дал Елисею такое странное обещание: если увидишь, как я буду взят от тебя, получишь вдвойне духа, который во мне. Елисей увидел, как Илия был взят на небо, и получил, как было обещано, вдвойне пророческого духа Илии. Девятью столетиями позднее апостолы видят Христа, поднимающегося на небо и обещавшего, что послан им будет Дух Святой. Однако есть большое отличие: Елисей должен был смотреть на небо, тогда как апостолов два ангела в белой одежде, наоборот, упрекают за это во время вознесения Христова: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?».
Эти небесные создания, кажется, были не очень мистически настроены! Разве вознесение Господа не должно быть праздником всего горнего – возвышенного и духовного? Разве вознесение не является стремлением христианской жизни, венцом воплощения, благодаря которому Христос приготовит нам место в доме Отца Небесного? Кажется, что нет, если прислушаться к словам этих прагматичных ангелов: «Что вы стоите и смотрите на небо?». Почему такой парадокс? Почему в день вознесения Христа ангелы не хотят, чтобы мы смотрели в небо?
Первый ответ на этот вопрос можно найти в Евангелии от Марка. Описывая вознесение Господне, Марк говорит, что Господь «вознесся на небо и воссел одесную Бога». И, тем не менее, в следующем предложении евангелист пишет, что Христос содействовал проповеди апостолов и подкреплял их слова последующими знамениями. Итак, ангелы призывают нас не глядеть на небо, потому что они хорошо знают – когда нам кажется, что Бог далеко, Он на самом деле близко и Его присутствие так же действенно. Так Господь был рядом с учениками на пути в Еммаус, когда они думали, что потеряли Его навсегда.
Второе объяснение упреку ангелов можно найти в Послании апостола Павла к Ефесянам: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?». Действительно, Христос не смог бы восходить, если бы Он не нисходил: в глубине Своих страданий и уничижения Он обрел не только для Себя, но для нас место на небесах. Как мы и исповедуем в Символе веры: Христос сошел с небес, стал Человеком, был распят за нас, пострадал и был погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Отца. Сама структура Символа показывает, что вознесение Христа на небеса невозможно без перехода Сына Божия через смирение воплощения, крестные страдания, смерть и ад. Вознесение непонятно без нисхождения.
Так и на нашем пути. Апостол Павел пишет: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном», ибо «наше жительство – на небесах». Однако мы никогда не достигнем этого жительства, если прежде не низведем наш взгляд в ад наших грехов и не осознаем их, никогда не достигнем возвышенной радости ангелов, если мы неспособны снисходить к беде наших братьев. Христос стал человеком, чтобы мы смогли обрести дом на небесах. И каждый из нас не сможет найти эту горнюю обитель, не став, действием Святого Духа, истинным человеком во Христе. Итак, будем всегда внимательны к голосу ангелов, говорящих нам: «Что вы стоите и смотрите на небо?»