Богослужение Крестного Пути представляет своеобразное духовное паломничество на Голгофу. Оно родилось в Западной Европе, хотя и было вдохновлено впечатлениями от путешествий в Иерусалим. Совершая вместе со Спасителем путь на Голгофу в своих храмах, пилигримы хотели видеть молитвенно вспоминаемые места в реальном Иерусалиме. В итоге, на современную топографию многократно перестраиваемого города была положена традиция Крестного Пути, рожденная людьми, многие из которых ни разу в этом городе не были. Некоторые стояния в Иерусалиме построены лет сто назад. Не стоит искать историчности на современной Via Dolorosa. Не это главное, суть — в духовной сопричастности и размышлении над тайной искупления.
В начале нашего рассказа об истории возникновения самого популярного великопостного богослужения мы перенесемся в Иерусалим. Молитвенные процессии по улицам Святого города проходили издревле. Пожалуй, самое старое их описание нам оставила паломница Эгерия, в своих записках о путешествии, т.н. Itinerarium или Peregrinatio ad Loca Sancta («Паломничество ко Святым местам»), написанных вероятней всего, в 381-384. Согласно описанию крестный ход иерусалимских христиан начинался затемно с молитв в Гефсимании. «После этого идут с песнопениями пешком в город, приходят к воротам в тот час, когда человек начинает распознавать человека, затем идут посреди всего города все до одного — старцы и молодые, богатые и бедные (…) до Креста». Впрочем, надо отметить, что это описание процессии, совершаемой только раз в год на Страстной неделе и это лишь небольшая ее часть. Верующие посещали Сион и вновь возвращавшись ко Кресту на Голгофу, молились, слушали проповеди…
С переходом Иерусалима под власть мусульман христианские шествия по городу ушли в прошлое. Лишь после завоевания Святой земли крестоносцами можно говорить о возрождении этой традиции. Письменных свидетельств этому не осталось. Некую аллюзию Via Dolorosa («Скорбного пути») мы находим в сочинении Chronique d’Ernoul et Bernard le Tresorier («Хроника Эрнула и Бернара казначея»), написанном в 1228 году. При описании Святого города хронист упоминает ворота, через которые Христа, несущего крест, вывели из города на Голгофу.
Спустя 66 лет, доминиканец Рикольдо да Монтекроче, известный также как Рикольдо Пеннини, миссионер, путешественник и писатель в своем сочинении Liber peregrinationis («Книга странствий», 1288-1291) уделил немало внимания как подробным сведениям о Святых местах, так и собственным впечатлениям. Вероятнее всего, первое упоминание о Via Dolirosa, как о «пути, по которому Христос восходил, неся крест», принадлежит именно ему. Брат Рикольдо описывает не только места связанные со Страстями Христа, но и события, такие как встреча Христа с Матерью, разговор с дщерями иерусалимскими, Симон Кирениянин, несущий крест.
После того, как в первой половине XIV века Орден Братьев Меньших получил под свою опеку Святые места, францисканцы установили порядок посещения святынь в Иерусалиме, т.н. sanctus circulus (святой круг). Количество стояний и их локализация не были постоянными. Более того, путь следования начинался в Храме Гроба Господня и лишь затем паломники выходили в город. Лишь в XVIII веке в Иерусалиме, как уже было сказано под влиянием пилигримов из Европы, был принят обычай совершения Крестного Пути в его нынешнем виде. Обычно он включал в себя т.н. «Путь ареста» с первым стоянием в Гефсиманском саду и «Путь Креста», начинавшийся у Дворца Пилата.
Молитва Крестного Пути, вобрала в себя традиции трех средневековых богослужений, связанных со Страстями Господними. В первую очередь это богослужение почитания падений Христа под тяжестью Креста. Обычно по пути следования к санктуариям, находящимся на возвышенности, располагались постаменты или колонны с изображениями падений Иисуса. Так было, например, в Бамберге и Фульде. Количество стояний было различным: пять, семь, двенадцать.
Второй источник — богослужение Пути Христа. Своеобразным развитием которого стали т.н. Кальварии. Название это происходит от латинского наименования Голгофы — Calvaria. Желание совершить духовное паломничество в Святую землю способствовало символическому воссозданию топографии этих мест при помощи часовен, на территориях напоминающих пейзаж Иерусалима, согласно описаниям паломников.
Первым таким комплексом стал Scala Coeli в Кордове, основанный в 1405-1420 гг., испанским доминиканцем блаженным Альваресом. Вскоре Кальварии начали появляться в Италии (Sacro Monte) и Германии (Kalvarienberg). В Польше самым первым и самым известным комплексом является Кальвария Зебжидовска (1602 -1617). Количество стояний, обозначенных часовнями, на т.н. «кальварийских дорогах» было разным, порой достигало нескольких десятков. В упомянутой уже Кальварии Зебжидовской их 28, на горе святой Анны (Annaberg) в польской Силезии — 40.
Третьим источником и, пожалуй, самым важным, стали духовные размышления над Страстями Христовыми, которые были разбиты на «стояния» (statio). Кстати, первым начал использовать этот термин, применительно к остановкам Спасителя на Крестном Пути, английский доминиканец Вильям Вэй, посетивший Иерусалим в 1458-м и в 1462-м годах.
В начале XV века, цикл из 12 стояний, начинающийся с приговора Христа на смерть, содержится во францисканской рукописи из Сан Триден (Saint Truiden), что в Бельгии. Эта структура была использована фламандским проповедником Бетлемом (Bethlem), написавшим книгу (1471-1491 г.), в которой он составил своеобразное путешествие в Святую землю длиною в целый год. На каждый день в ней приходились различные размышления.
В 1507 году, в изданном в Нюренберге сочинении Speculum Passionis Domini Nostri Ihesu Christi Ульрика Пиндера рассматривается 29 сцен Страстей Христовых, к каждой из которых были созданы иллюстрации мастерами Гансом Шауфелейном и Балдунгом Грейном.
Около 1530 года кармелит Ян ван Пеше (Jan van Paesschen), известный так же под латинским именем Ян Паша (Pascha), использовав структуру Бетлема, написал свое сочинение «Духовное паломничество». В нем Крестный путь состоял из 19 стояний.
В 1590 году в Кельне вышла книга Terrae Sanctae et Biblicarum Historiarum, написанная Христианом ван Адрихомом (Kruik van Adrichom или по-латыни Christianus Crucius Adrichomius). Она была снабжена многочисленными картами Святой Земли и Иерусалима. Согласно схеме Андрихома Крестный путь состоял из 12 стояний: Дом Пилата, Несение креста, Первое падение, Встреча с Матерью, Симон Кирениянин, Вероника, Второе падение, встреча Дщерей Иерусалимских, Третье падение, Снятие одежд, Распятие, Смерть на кресте.
Этот план использовал францисканец Антонио Даз, добавив к нему еще два стояния. Вслед за ним, в 1628 году францисканец Сальватор Витале установил 14 крестов в церкви Сан Миниато аль Монте во Флоренции.
Именно Орден Братьев Меньших был основным распространителем Крестного Пути. Сыновья св. Франциска даже попросили у Святого Престола установить особую индульгенцию для верующих, участвующих этом богослужении. Крестные Пути создавались в основном при францисканских монастырях. В 1688 г. генеральный капитул Ордена предписал установить стояния в каждом храме, обслуживаемом францисканцами. Обычно барельефы с изображением или картины стояний, помещались в стены монастырских двориков. Впрочем, это могли быть небольшие часовни или же кресты с изображениями стояний. По этому принципу построен Крестный путь во францисканском монастыре на Реформацкой ул. в Кракове: в стену бывшего монастырского кладбища встроены 14 часовнен с картинами Михала Стаховича. Однако число стояний было различным. Например, в церкви св. Антония в Остроленке (1752) 23 образа, в клойстере церкви в Щвеце на Висле 38 образов (1788-1792 гг.). В связи с холодным климатом стояния крестного пути достаточно быстро начали устанавливать и внутри храмов.
О различном числе стояний, свидетельствуют и художественные изображения Страстей Господних. Например, серия гравюр Мартина Шонгауера «Страсти», датированных концом семидесятых годов XV века, состоит из 12 рисунков. У Альбрехта Дюрера гравюры «Большие страсти» 1510 года включают 12 сцен, а т.н. «Малые страсти», написанные год спустя, 37. Есть подобный цикл у Лукаса ван Лейдена (1521 г.), состоящий из 14 картин Страстей Христовых. Со временем именно Крестный путь из 14 стояний будет самым распространенным и с XVII века закрепиться повсеместно.
Пожалуй, основная заслуга в распространении этого богослужения принадлежит францисканцу св. Леонарду да Порто Маурицио (1676-1751), который основал 572 Крестных пути на территории Италии. В возрасте 28 лет священника настигла тяжелая болезнь, и он дал обет, что если выздоровеет, то посвятит жизнь обращению грешников. Исцелившись, Леонардо 43 года колесил по всей Италии, проповедуя и проводя реколлекции. Его авторитет и популярность были просто неимоверны. Именно по просьбе Леонардо да Порто Маурицио Папа Бенедикт XIX в 1750 году основал стояния Крестного Пути в римском Колизее.
Что интересно, согласно папскому декрету, изданному в 1732 году, право основывать Крестные Пути принадлежало исключительно францисканцам. При приходских храмах они основывались лишь по специальному декрету местного епископа. Обычно они появлялись, после того как в этих приходах проводили реколлекции францисканцы. Лишь в 1871 году было разрешено устанавливать Крестные Пути во всех церквях. Папа Пий IX (1878 г.) разрешил установить полную индульгенцию для всех, участвующих в богослужении. Именно с этой поры сооружение в храмах стояний Крестного Пути стало носить поистине массовый характер. В 1901 году появились группы Живого Крестного пути, созданные по примеру Живого Розария. В 1931 году Пий XI разрешил совершать богослужение Крестного Пути перед распятием для больных и заключенных.
Впрочем, богослужение не остановилось в своем развитии. Все большую популярность приобретает 15-е стояние — Воскресение Христово, что привносит пасхальное измерение в это богослужение. Нередко добавляют и еще одно стояние — Молитва в Гефсимании. Таким образом, это богослужение возвращается к своим истокам, когда процессии по Иерусалиму начинались именно с Масленичной горы. В Великую Пятницу 1991 года в Колизее состоялся Крестный Путь, все стояния которого были взяты из Священного Писания:
- Иисус в Гефсиманском саду.
- Предательство Иуды и арест Христа.
- Иисус перед синедрионом;
- Отречение Петра.
- Иисус перед Пилатом.
- Бичевание Иисуса и коронование терновым венцом.
- Иисус принимает Крест.
- Симон Кирениянин помогает Христу нести Крест.
- Иисус встречает иерусалимских женщин.
- Распятие Христа.
- Христос обещает Царство Небесное раскаявшемуся разбойнику.
- Пресвятая Дева и св. Иоанн.
- Иисус умирает на Кресте.
- Иисуса полагают в гроб.
На наших глазах происходит возрождение этого богослужения и его изменение, которые помогают верующим глубже понять Тайну Искупления, проходя вместе со Спасителем путь Страстей, ведущий к Воскресению.
Михаил Фатеев