Острые Ворота (Острая Брама, или Аушрос Вартай) с часовней, где находится чудотворная икона Пресвятой Девы Марии —— символ Вильнюса.
С глубоким благоговением преклоняются перед Ней верующие края и многочисленные паломники.
ОСТРЫЕ ВОРОТА И ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.
Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных монахов во владение католического ордена кармелитов, пока, наконец, не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.
Ансамбль из девяти городских ворот и оборонительной стены
Во время правления Александра, сына Казимира, татары под покровительством Менгли-Гирея стали угрожать Вильне, вследствие чего решено было обнести город оборонительной стеной. 23 апреля 1498 г. в день св. Георгия совершена была торжественная ее закладка. Процессия в присутствии великого князя, двора, войска, в сопровождении всего городского населения, под звон колоколов четырнадцати церквей и семи костелов пошла вокруг города. В тех местах, где предполагалось выстроить башни, процессия останавливалась, и католический епископ благословлял камни, которые опускали в фундамент. Перед городской Ратушей на возвышении помещен был образ св. Николая Чудотворца – древнего патрона столицы. Здесь же был отправлен благодарственный молебен.
Там, где был «острый» конец города, именовавшийся также русским, заложены были одни из главных ворот, получившие впоследствии название Острых. В их основание были положены частицы святых мощей, монеты и серебряная дощечка с надписью.
По окончании молебна народ разделился на пять партий и с необычайным рвением принялся за работу. Стена была завершена на пятый год. Ею обнесено было все то пространство города, которое не было защищено природой. Поднялось четверо ворот, а позже появилась необходимость в строительстве ворот и с восточной стороны города, от Бакшты к Нижнему замку. В 1522 г. ансамбль из 9 городских ворот и оборонительная стена были освящены, и на каждую башню были водворены образы святых.
Острые Ворота построены на дороге, которая вела в Ошмяны и Минск (до XVI в. назывались Кревскими). Ворота венчались башней, с наружной стороны которой сделаны бойницы. Между ними – ниша с крестом, повыше расположен карниз с головкой Гермеса, покровителя купцов. Выше находится ренессансный аттик с двумя рельефными грифами, держащими герб Литвы – Витис (Погоню). С обеих сторон оставлены места вроде окон – возможно, они были предназначены для надписей. На этой же стороне сохранилось пустое место, обрамленное каменными выступами. Здесь, по-видимому, первоначально и находилась икона Божьей Матери, как это осталось до настоящего времени в Кракове, Праге, Москве, Смоленске и др. древних городах. Кроме того, размер незанятого места совпадает с размерами святой иконы.
Икона св. Богородицы
Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы — явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти ее из крымского города Херсонеса (Корсуня). Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в., повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало церквам г. Вильны, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения, находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми».
Благовещенская икона, по утверждению исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела св. Терезии (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью кармелитов.
С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле св. Терезии.
Скитания
В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка, но не с внешней стороны ворот – сейчас она была обращена к городу, и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Сальвадора — Спасителя.
Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат. Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714 г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле св. Терезии. Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия VII было объявлено о принадлежности иконы католикам. Губернатор Вильны Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.
В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице.
Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная! Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие св. Иоакима и св. Анну – родителей Девы Марии. Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.
Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная православная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.
Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди. В лике Мадонны усматривают и выражение особой жалости, и благостного милосердия к страждушим, которые отдаются в Ее опеку. Сложение рук Пречистой свидетельствует о покорности Ее Господу Богу и желании привлечь к себе и успокоить всех обездоленных. Верят, что выражение лика девы Марии меняется согласно состоянию души, обращающегося к Ней. Предполагают, что Пречистая Дева могла быть представлена в момент великого события, когда к ней явился архангел Гавриил с Благовестием о воплощении Спасителя Божия от Нее. Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила.
Небесная королева всего мира
Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.
В июле 1927 г. на кафедральной площади столицы состоялась торжестенная коронация образа Пресвятой Девы Марии. Тогда же ей был присвоен титул Матери Милосердной. В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской столицы (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.
В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари. Не зря двойная ее корона является символом того, что Она – Небесная Королева не только своего края, но и всего мира.