У истоков Христианства
Свет Христов воссиял на земле Таврики уже в первом веке. Его принёс сюда Апостол Андрей Первозванный.
Проповедуя в Херсонесе, древнем городе на западе полуострова, он бросил здесь первые семена христианской веры, которые, несмотря на гонения со стороны языческих властей, дали обильные плоды. По преданию, жители Херсонеса, изумленные его чудесами и проповедью, с благоговением стекались к следу ноги Апостола Андрея, оставленному им на одной из ступеней городской пристани.
Римская Церковь присутствовала на этой земле с самых ранних веков христианской эры. Гонения, чинимые императорами, забросили сюда Папу Римского Климента I, бывшего четвертым по преемству Епископом Рима после первоверховного Апостола Петра, от которого он, по преданию, воспринял Святое Крещение. Император Траян, негодуя на Климента, сослал его в заточение в Херсонес и заставил работать в инкерманских каменоломнях. Здесь Климент, снискавший своими добродетелями любовь окружающих, с успехом проповедовал христианство. Предполагается, что им же были воздвигнуты в скалах и первые в Таврике христианские храмы.
За проповедь Благой Вести и свою незломную веру Папа Климент I принял мученическую смерть, будучи утоплен в море с якорем на шее.
В VII веке на берега Тавриды был сослан другой Римский Первосвященник — Святой Мартин I, вызвавший недовольство византиского императора Констанция за предание его анафеме.
Папа Римский Мартин I скончался на третьем году пребывания в Херсонесе, оставив после себя плеяду учеников и последователей.
Католическая Церковь в Генуэзской Республике
Колесо истории неумолимо движется вперёд. Века сменяют века… На смену одним цивилизациям и культурам приходят другие.
Конец ХII века. «Золотой Век» Средневековья… Венецианские и генуэзские купцы, осваивая новые земли для ведения торговли, отправились на север, в Крым, где вскоре образовали свои поселения в южной части полуострова.
Уже очень скоро итальянские колонии достигли своего процветания и оказывали немалое влияние на местное население. За венецианскими и генуэзскими купцами на полуостров устремились католические миссионеры.
Наибольшее значение в жизни Католической Церкви в Крыму в Средние века имели города Боспор (то есть Керчь) и Каффа (известная ныне как Феодосия).
В 1332 г. Папа Иоанн XXII решил возвести Боспор в степень митрополии и назначил туда Архиепископом монаха-доминиканца Франциска де Камерино, прославившегося тем, что он обратил в христианство кавказского царя Зихии Версахта со всем его двором и народом. При этом Архиепископе Боспор стал одним из центров активной миссионерской работы.
Первым католическим Епископом Каффы, где римо-католическая епископская кафедра была учреждена в 1318 г., был францисканский монах Иероним, один из миссионеров, посланных в Крым с целью распространения Евангелия среди местного населения. Однако впоследствии, из-за конфликта с генуэзской светской властью, Епископу Иерониму пришлось отказаться от своей кафедры и вернуться в Италию, оставив после себя немалые плоды своих апостольских трудов.
Тем не менее, несмотря на имевшие место отдельные конфликты священнослужителей со светскими правителями, это были времена наиболее благоприятные для Католической Церкви в Крыму. Кроме кафедрального собора св. Агнессы, где служили римо-католические Епископы, генуэзские документы упоминают еще о двенадцати храмах.
Особо усердной миссионерской деятельностью, указывает видный историк Кони, занимались «две обители монахов св. Франциска и одна — отцов-проповедников доминиканцев» из Каффы. В крымских монастырях прибывшие из Италии миссионеры совершенствовались в изучении восточных языков «для дальнейших миссий в Персию, Среднюю Азию и даже в Китай». При католических храмах действовали школы для детей греков, татар и представителей других национальностей. Латинскими миссионерами был осуществлён и перевод Библии на татарский язык. Эта просветительская деятельность продолжалась из года в год.
Эпоха Крымского Ханства
Но в середине XV в. ситуация в Крыму изменилась, открывая новую, трагическую, страницу в истории Христианства на Крымском полуострове.
В 1453 г. под ударами вторгшихся в Европу османов пала Византия. Это событие оказало огромное влияние на политическое и религиозное положение в Крыму. В 1475 г. к берегам Каффы подошли корабли Османской империи и после непродолжительной осады завоевали все итальянские поселения в Восточном и Южном Крыму, тем самым положив конец знаменитой Генуэзской Республике. Некогда процветавшие города стали турецкими владениями и со временем пришли в упадок. Защитники Каффы, среди которых был и крымский хан Менгли-Гирей, впоследствии помилованный султаном и возвращенный в Крым, были казнены турками, а мирное итальянское население вывезено в Истамбул.
После возвращения Менгли-Гирея на родину, сумевшие остаться в Крыму итальянцы обратилась к хану с просьбой предоставить им убежище. Менгли-Гирей наделил их землей в окрестностях Бахчисарая, где впоследствии был выстроен католический храм в честь св. Иоанна Богослова. Беженцам помогло знание латинского языка, благодаря чему хан принял их на дипломатическую службу для ведения переговоров с европейскими государствами.
И всё же, для христиан Крымского полуострова, оказавшихся в меньшинстве и лишенных политической самостоятельности, наступили непростые времена.
Католическая Церковь не забыла о крымских христианах. Время от времени, несмотря на риск и тяготы дальних странствий, сюда прибывали священники и проповедники, пытавшиеся оказать помощь и духовную поддержку своей пастве.
В 1612—1639 годы в Каффе действовала миссия доминиканцев. Здесь на сцену истории выходит каффинский префект, доминиканец Эмиддио Дортелли д’Асколи. Это был человек энциклопедического склада ума — он не просто исполнял обязанности душепастыря, но и с живым интересом познавал страну, в которой работал, составив великолепное описание Крыма. Отец д’Асколи неоднократно отправлялся из Каффы в католическую общину, обитавщую в дальнем горном селе Фоти-Сала и пытался возобновить среди прихожан пошатнувшуюся веру. Он решительно боролся с языческим наследием и с угнетением: обычаем женского затворничества и рабовладением.
Однако, в условиях острой нехватки пастырской опеки некоторые не выдерживали и перенимали обычаи, а затем — и религии окружающих их народов. В начале XVII века в Фоти-Сала было лишь 12 католических семей, а к середине XVIII века в этом селении католиков уже не осталось вовсе.
XIX век
Новый подъём Католичества в Крыму приходится на XIX век, который отмечен переселением в Таврическую губернию многочисленных мигрантов: немцев, поляков и чехов, большинство из которых было католического вероисповедания. В основном, они прибывали в степные части Крымского полуострова, основывая новые селения и возводя храмы.
В это же время на Южном берегу Крыма обосновались польские переселенцы, скрывавшиеся от преследований, вызванных разделом Польши. Здесь они также строили католические храмы и часовни: в Ливадии (дача графа Потоцкого), Мисхоре (имение генерал-адъютантши Нарышкиной), Алупке (имение графа М.С.Воронцова, женатого на польской графине Елисавете Ксаверьевне Браницкой), в Мухалатке.
XX век
После революции 1917 года Католическая церковь в Крыму, как и во всей стране подверглась гонениям. Многие эмигрировали за границу, а некоторые, во главе с симферопольским епископом Александром Фризоном, отдали жизнь за верность Христу. В 30-х годах уже были закрыты все католические храмы на полуострове, а священники репрессированы. Следующим ударом по Католической Церкви в Крыму было выселение немцев (1941), составлявших к тому времени большинство верующих католиков.
Возрождение католичества в Крыму началось в начале 90-х годов XX века с Ялтинского прихода. Были зарегистрированы католические приходы в крупных городах полуострова, возобновились богослужения. В настоящее время в Крыму существует 13 католических приходов латинского обряда, а также приходы греко-католической церкви и армянской католической церкви.