Великое знамение – жена, облечённая солнцем
Успение Пресвятой Богородицы или вернее Взятие на небо (Assumptio Beatae Mariae Virginis in coelum) празднуется в Церкви примерно с V века.
Догмат о телесном взятие Богородицы на небеса был провозглашен Папой Пием XII лишь 1 ноября 1950 года. Впрочем, уже древние источники пишут о вере в это. Евсевий Кесарийский (263—340) писал в своей «Хронике», что «Дева Мария, Матерь Иисуса Христа, была взята на небеса, что, согласно немалому числу писателей, было открыто нам Богом».
В литургии Слова Божия в день торжества Успения Богородицы читается отрывок из Книги Откровения о жене, облечённой в солнце, под ногами которой луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Жена претерпевает боли родов и противостоит дракону, готовящемуся пожрать её новорождённого младенца. Бог восхищает младенца на небо, а жена бежит в пустынью, где Бог её спасает. Затем в небесной битве дракон побежден и низвергнут на землю (ср. Откр 12,1-18).
Христианское предание уже с первых веков отождествляло жену, облечённую в солнце из Книги Откровения, с Марией. Распространению такого толкования способствовала очевидная параллель между Марией (Откр 12,1-5) и Евой (Быт 3,15), которая ясно прослеживается в символике обоих отрывков: жена и её потомство, против которого борется дракон – древний змий. Безусловно, что этому также способствовало большое количество изображений этой сцены в живописи.
Отрывок, который мы читаем в торжество Успения Богородицы, конечно же весь наполнен символикой, как, впрочем, и вся Книга Откровения. Её правильное толкование говорит нам, что речь идет о очень важном послании, о пророческом видении цели нашего земного странствия и осуществлении нашей жизни. В символических образах центральной, 12 главы, Книги Откровения мы можем распознать и образ Церкви – нового народа Божия, который в своих гонениях, испытаниях и страданиях приближается к спасению. Данное толкование не противоречит мариологическому, о котором мы говорили выше, оно лишь дополняет его, так как Мария является началом и исполнением Церкви. Богородица первая встала на путь веры, предназначенный для каждого, кого Матерь Церковь в крещении родила для новой жизни. Но важно не только это. Мария является также и Матерью Церкви, общины верующих, и в Ней народ Божий созерцает свой путь и его свершение.
О жене, облечённой в солнце, сказано, что она является знамением. В библейском языке знамение – это пророческое видение определённой исторической реальности, ведущей к свершению будущего спасения.
Муки родов, описанные в Книге Откровения – это, с одной стороны, гонения и испытания, через которые должен пройти народ Божий для обретения спасения; с другой стороны –ожидание начала нового времени. Победа в битве с драконом достигнута не в результате силы, которая несёт уничтожение. Победа обретена силой рождения жизни, источником которой является Бог, подобно тому, как и народ Божий на своем историческом пути побеждал не собственной силой, а силой Бога. Перед нашими глазами демонстрируется парадокс силы, проявляющейся в немощи (ср. 1Кор 1,25).
Победа над противником человека – «древним змием» возвещается громким голосом. Это победа над тем, кто обольстил человека и таким образом препятствовал человеческому роду полноценно участвовать в замысле спасения. Отныне он изъят с небес, низвержен на землю, исключен из божественного (Откр 12,9-10, ср. Лк 10,18). Он не был уничтожен, как когда-то фараон и его войско (ср. Исх 15,21), но он разоблачён. С его лица снята маска, посредством которой он прельстил первого человека, и это длилось на протяжений всей истории народов, пока жена не родила Сына, «которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр 12,5; ср. Пс 2,7-9). Он есть Свет (ср. Ин 1,9), разоблачающий тьму и ложь (ср. Ин 3,19). И о Нём сразу же позаботился Бог, потому что замысел Бога для каждого человека – быть Его сыном, пребывать у Бога. Об этом сказал нам Господь (ср. Ин Jn 14,2). Рождение и судьба младенца свидетельствуют именно об этом. Итак, противник не уничтожен, борьба еще не закончена, но он уже не может больше вредить тем, кто доверяют Богу, потому что Бог помогает также и им, как когда-то помог жене и ее младенцу.
Жена, облечённая сонцем, – это выражение дара спасения, который Бог даровал человечеству. К этой победе может быть причастен каждый человек, принимающий Его в свою жизнь. Об этом свидетельствует заключение Книги Откровения в сцене видения Нового Иерусалима, в котором нет больше ни храма, ни солнца, ни луны, потому что Бог и Агнец – это храм Нового Иерусалима, а слава Бога и Агнца – это светильник его (ср. Откр 21,22–23).
Итак, 12 глава Книги Откровения – это гимн Богу, Который творит все новое (ср. Откр 21,5) и Который делает человека своим жилищем. Мария первая стала жилищем Бога, а именно как верная дочь своего народа, как остаток Израиля, из которого родился Христос (ср. Ин 2,3). В Нем и через Него рождается новая община Его учеников, призваная участвовать в Его славе. Их Матерь – Мария (ср. Ин 19,25). Речь идет о новом человечестве, рожденном среди боли, гонений, и также смерти праведников; о человечестве, отвечающем Богу: «да будет мне по слову твоему» (Лк 1,38). А в ответ мы слышим громкий голос: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло… се, творю все новое» (Откр 21,3-5). К такой вере и надежде завёт нас праздник торжества Успения Богородицы.