Интервью с настоятелем Храма
Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии о. Мариушом Возняком ОР опубликовано на страницах интернет-ресурса
15 апреля 1906 года была освящена церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Ялте. Об истории храма и его сегодняшнем дне мы побеседовали с его настоятелем о. Мариушем Возняком OP.
— Отче, как проходило строительство храма, юбилей которого будете отмечать?
— Прежде чем говорить об освящении самого храма, нужно ответить на вопрос, когда и почему католики появились в Крыму. Это интересная и очень богатая деталями история. Всех заинтересованных приглашаю посетить сайт нашего прихода yaltakatolik.ru и познакомиться с историей римско-католической Церкви в Крыму. Существует легенда об апостоле Андрее, который начал миссию проповеди Слова Божия в Крыму и далее шел на север, в сторону Киева. Хочу упомянуть также о мученичестве в Крыму двух пап – во II веке претерпел мученичество папа Климент Римский, в VII в. – папа Мартин.
В конце ХII века венецианские и генуэзские купцы, осваивая новые земли для ведения торговли, отправились на север, в Крым, где вскоре образовали свои поселения в южной части полуострова. Уже очень скоро итальянские колонии достигли своего процветания и оказывали немалое влияние на местное население. За венецианскими и генуэзскими купцами на полуостров устремились католические миссионеры: доминиканцы и францисканцы. Наибольшее значение в жизни Католической Церкви в Крыму в Средние века имели города Боспор (то есть Керчь) и Каффа (известная ныне как Феодосия). Интересный факт: доминиканцы и францисканцы основали школу в современной Феодосии и там готовили миссионеров, которым предстояло отправиться в земли, где доминировал ислам. Миссионеры изучали арабский и переводили Евангелие на татарский язык.
В середине XV в. ситуация в Крыму изменилась, открывая новую, трагическую, страницу в истории христианства на Крымском полуострове.
В 1453 г. под ударами вторгшихся в Европу османов пала Византия. В 1475 г. к берегам Каффы подошли корабли Османской империи и после непродолжительной осады завоевали все итальянские поселения в Восточном и Южном Крыму, тем самым положив конец знаменитой Генуэзской Республике. Некогда процветавшие города стали турецкими владениями и со временем пришли в упадок. Защитники Каффы, среди которых был и крымский хан Менгли-Гирей, впоследствии помилованный султаном и возвращенный в Крым, были казнены турками, а мирное итальянское население вывезено в Истамбул.
После возвращения Менгли-Гирея на родину, сумевшие остаться в Крыму итальянцы обратились к хану с просьбой предоставить им убежище. Менгли-Гирей наделил их землей в окрестностях Бахчисарая, где впоследствии был выстроен католический храм в честь св. Иоанна Богослова. Беженцам помогло знание латинского языка, благодаря чему хан принял их на дипломатическую службу для ведения переговоров с европейскими государствами. И всё же для христиан Крымского полуострова, оказавшихся в меньшинстве и лишенных политической самостоятельности, наступили непростые времена. Существует интересый эпизод с присутствием иезуитов в Бахчисарае: их миссия была связана с французскими иезуитами, которые построили здесь коллегию и небольшой храм. В 1740 г. по приказу хана миссия была ликвидирована.
Католическая Церковь не забыла о крымских христианах. Время от времени, несмотря на риск и тяготы дальних странствий, сюда прибывали священники и проповедники, пытавшиеся оказать помощь и духовную поддержку своей пастве.
Новый подъём Католичества в Крыму приходится на XIX век, который отмечен переселением в Таврическую губернию многочисленных мигрантов: немцев, поляков и чехов, большинство из которых было католического вероисповедания. В основном, они прибывали в степные части Крымского полуострова, основывая новые селения и возводя храмы.
В это же время на Южном берегу Крыма обосновались польские переселенцы, скрывавшиеся от преследований, вызванных разделом Польши. Здесь они также строили католические храмы и часовни: в Ливадии (дача графа Потоцкого), Мисхоре (имение генерал-адъютантши Нарышкиной), Алупке (имение графа М.С.Воронцова, женатого на польской графине Елисавете Ксаверьевне Браницкой) и в Мухолатке.
— Много ли было католиков в Ялте, кто они были по национальности?
— Первым католическим священником Ялтинского уезда был отец Николай Суходольский. В конце 80-х годов XIX века ялтинская римско-католическая община насчитывала около 500 человек, которые собирались на молитву в маленьком домике. Приход был многонациональным и состоял из поляков, чехов, немцев, литовцев, французов и итальянцев.
В 1888 г. община обратилась в Министерство Внутренних Дел России с просьбой разрешить в городе строительство часовни для католиков латинского обряда. В прошении было сказано, что эту часовню решено построить и назвать в честь святого Александра, чтобы тем самым увековечить память о чудесном избавлении от опасности российского императора и его семьи 17 октября 1888 г. на станции Борки. Однако местные власти не спешили с рассмотрением этого вопроса. Разрешение на строительство было получено лишь через десять лет — в 1898 г. Известный зодчий, впоследствии академик архитектуры, автор проекта ливадийского императорского дворца Николай Петрович Краснов совместно с архитектором Коморницким вместо часовни спроектировал оригинальное здание храма. Строительство велось с большим трудом из-за нехватки денежных средств.
Наконец, 15 апреля 1906 г. в праздник Пасхи храм, в котором так и не сумели достроить шпиль с колокольней, был освящён Саратовским Епископом Юзефом Кесслером. В храме начались богослужения, а прихожане, при поддержке городского головы Трепова, продолжали искать средства для завершения строительства. Приход тогда входил в состав Симферопольского деканата Тираспольской епархии (такое название носила епархия с центром в Саратове, прим. ред.). Настоятелем был священник Рафаил Шеффер. Также известно, что в 1913 году администратором прихода был Матвей Гудайтис.
— Как сложилась судьба общины и церкви в советские годы? Многие крымские католические храмы были уничтожены, ялтинский же уцелел. Как так получилось?
— Это было время гонений и преследований в отношении всех, кто противился установлению нового порядка. Гонения коснулись и верующих Католической Церкви. Работавшие в Ялте и в других крымских приходах священники были убиты или «пропали без вести». Погибло также много прихожан. 20 октября 1927 года комиссия, осмотрев здание в связи с землетрясением, нашла трещины в двух сводах при алтаре и поврежденную штукатурку. Храм был закрыт до исправления. «Исправление» затянулось до конца 20-х годов, когда католическая община была ликвидирована властями. Тогда же были закрыты все католические храмы в Крыму. Церковный дом и сторожка были снесены, а в самом здании храма в начале 30-х годов устроили спортивный зал и тир, а с 1945 года — краеведческий музей. В 1989 году по проекту архитектора А.Граужиса в здании храма была проведена реставрация, открыт органный зал и установлен орган.
Что касается причин, по которой наш храм не был разрушен, то у меня есть только один ответ: благодаря предивному Божьему присутствию и опеке Пресвятой Девы Марии, которая является покровительницей нашего прихода. Другого объяснения не вижу. Кроме нашего храма сохранился еще храм в Керчи.
— Как и когда вернули храм верующим, почему в нем не остался концертный зал?
— 6 октября 1991 года состоялось первое собрание возрождённой католической общины, в котором участвовало 12 человек. Возрождению общины и возвращению храма верующим помогли монахиня-доминиканка Ружа Кршина из Польши и жительница Ялты Анна Павловна Польщикова. 20 октября того же года доминиканец о. Зигмунт Козар совершил первое богослужение в здании храма. С этого времени богослужения совершались регулярно. Пастырское служение в приходе несут священники Доминиканского Ордена.
Первым настоятелем возрождённого прихода был назначен (в марте 1992г.) о. Роман Дердзяк, которому помогали о. Ришард Боссаковский и о. Владислав Зомбковский. 25 февраля 1993 года здание храма было возвращено римско-католическому приходу г. Ялты, а 28 марта 1993 года епископ Каменец-Подольской епархии Ян Ольшанский вновь освятил храм.
В нашем приходе служили отцы-доминиканцы: о. Владислав Зомбковский, о. Доминик Симон, о. Андрей Белят, о. Юрий Дорогин, о. Павел Куницкий, о. Андрей Каминский. В настоящее время римско-католический приход Ялты насчитывает около 200 человек раз-личных национальностей и входит в состав Одесско-Симферопольской епархии, образованной в 2002 г.
— В приходе изначально несут служение доминиканцы. Привносит ли это какой-то особый оттенок в жизнь приходской общины?
— Надеюсь, что наше служение в этом приходе имеет доминиканский характер. Каждый из тех, кто здесь работал, прошел орденскую формацию: проповедь слова Божия, служение прихожанам и тем, кто появляется в храме лишь эпизодически, ориентировано на служение Истине (Veritas). Кроме этого влияет и человеческий фактор: каждый вносит что-то новое в свое служение. Я хочу подчеркнуть, что сам факт существования храма — отдельного здания – притягивает людей, как магнит. Это касается как жителей Ялты, так и католиков, приезжающих в Крым из Белорусси, России и Украины. Приходят люди, которые ищут не только материальной помощи, но и возможности поговорить, получить совет в трудной жизненной ситуации. В общем, думаю, похожим образом функционируют приходы на всей территории бывшего СССР. Конечно, есть определенное своеобразие, и очень важно, прерывалась ли деятельность прихода или нет. В нашем ялтинском приходе перерыв в служении составил 75 лет.
Как все это выглядит в реальности, какова самая яркая черта, отличающая именно служение доминиканцев, нужно спросить наших прихожан. Для меня это – стремление быть с людьми, несмотря на все, что происходит вокруг. Очень важен элемент общинной жизни братьев, хотя в последнее время мы служим здесь поодиночке. Иногда приезжает мой настоятель или священники из других крымских приходов.
— Чем сейчас живет католическая община Ялты? Сколько человек, чем занимаются, помимо богослужений?
— Хотя территория нашего прихода достаточно велика – от Симеиза до Алушты, то есть около 100 км., верующих не так уж много. Активно участвуют в жизни прихода – то есть приходят на воскресные мессы, приступают к таинствам – около 100 человек. Мы практикуем индивидуальную катехизацию тех, кто желает приступить к таинствам крещения, исповеди или к таинству брака. Многие прихожане пожилого возраста, но, к сожалению, родня вспоминает о том, что дед или бабка были католиками, только перед их смертью. В нашем приходе регулярно проводится катехизация взрослых – Школа веры, где мы обсуждаем важные темы, касающиеся жизни и веры. Наконец, мы занимаемся изучением заблуждений учения свидетелей Иеговы. Показываем фильмы на религиозные темы, обсуждаем их содержание. Часто приходят люди, которые просто прочли информацию на доске объявлений. Как мне кажется, это тоже важный евангелизационно- информативный элемент. Каждое воскресенье прихожане нашего храма и гости получают нашу газету под названием Salve Regina. В этом году нам удалось организовать Крестный путь с Поляны сказок в Ялте к горе Ставри-Кая. В нем приняло участие около 70 человек из разных приходов Крыма. Раньше такие крестные пути организовали каждый год. Кроме того, всех нас объединяют приходские праздники – например, Непорочное зачатие Девы Марии, Рождество, Пасха. Время от времени наши талантливые прихожане дают концерты после Мессы. Так, на торжество Всех Святых один наш прихожанин, учитель музыки, исполнил на саксофоне знаменитые джазовые композиции Луи Армстронга: «Go down Moses» и «When The Saints Go Marching In». В нашем приходе всегда можно познакомиться с религиозной литературой, у нас есть отличная библиотека, а также мы регулярно обновляем интернет-сайт. С недавнего времени мы размещаем там аудиозаписи, посвященные Католической Церкви. Организуем общедоступные концерты органной музыки.
— Как будет проходить празднование юбилея храма? И что оно значит для общины?
— Готовиться к юбилею мы начали осенью 2015 г. Кроме информации на сайте каждый, кто приходит в храм, может получить там буклеты с информацией об истории церкви и об основных постулатах католицизма. Информация о праздновании была распространена во всех крымских приходах. На 16 апреля мы приготовили следующую программу: в 11. 00 – торжественная Месса, 13.00 – лекция об истории храма в Ялте и католиках Крыма. В 17.00 состоится концерт, в котором примут участие наши прихожане и приглашенные гости. Для нас это событие – повод рассказать жителям города, что мы здесь не чужие, что у нас долгая история пребывания в Ялте, ведь история этой земли – это история, окропленная кровью мучеников как древних времен, так и современности. Наша история – это история надежды. Евангелие – Добрая весть – может достичь самых темных уголков людских сердец.
В подготовке интервью были использованы материалы, подготовленные прихожанкой храма в Ялте Юлией Карловой