Источник: PAPST PRESS http://papst.pro/ru/29/#
Эссе, написанное в 1971 году за 7 лет до того, как он стал Кардиналом
Размышляя о Католической Церкви, мы можем сравнить ее с луной, и не только в силу связи между луной и женщиной (как матерью), но также потому, что луна не обладает своим собственным светом. Она получает свет от солнца, без которого воцарилась бы полная тьма. Луна сияет, но ее свет не принадлежит ей. Лунные зонды и астронавты увидели, что луна есть ничто другое как каменистая пустошь, подобная пустыне. Они видели скалы и пески, картину, разительно отличающуюся от того образа, который сложился у нас с древних времен. Луна сама по себе — ничто иное как скалы и пески, но она отражает свет.
Это ли не точный образ Церкви? Любой, кто изучает ее и углубляется в нее, также, как и на Луне, ничего не откроет, кроме пустыни, песков и скал — человеческих слабостей, напоминающих пыль, камни, запустение. Однако неоспорим тот факт, что, даже если она есть ничто иное как пески и камни, также, милостью Господней, она есть Свет.
Я католик потому, что я верю, что сейчас, как и в прошлом, независимо от нас, Господь поддерживает Церковь, и мы не можем пребывать подле Него, не пребывая в Его Церкви. Я принадлежу Католической Церкви, ибо вопреки всему я верю, что это Его Церковь, а не «наша».
Это Церковь, которая вопреки всем человеческим несовершенствам, существующим в ней, приводит нас к Иисусу Христу. Только посредством Церкви могу я обрести Его — живого и могущественного, существующего здесь и сейчас. Без Церкви образ Христов рассеялся бы, пошел бы прахом и исчез. И что стало бы с человечеством, лишенным Христа?
Я нахожусь в Церкви потому же, почему я являюсь христианином — потому что человек не может веровать в изоляции. Вера возможна в общении с другими верующими. По самой природе своей вера есть сила связующая. И вера эта должна быть церковной, иначе это и не вера вовсе. И подобно тому, как один человек не верует в изоляции, но только в общении с другими, также не может один человек прояснить для себя веру одними лишь собственными починами или измышлениями.
Я остаюсь в Церкви, ибо верую, что вера, возможная только в Церкви, а не в противостоянии ей, действительно необходима человеческому существу и миру.
Я остаюсь в Церкви, ибо только вера, преподаваемая Церковью, способна спасти человека. Великий идеал нашего поколения — общество, свободное от тирании, страданий и несправедливости. В этом мире страдание происходит не только из различий в богатстве и власти. Есть те, кто хотел бы заставить нас поверить, что мы можем проявлять наши человеческие качества без владения собой, без терпимости к окружающим, не прилагая усилий для преодоления трудностей. Нас хотят убедить в том, что не обязательно жертвовать чем-то, чтобы уберечь то согласие, которого мы достигаем, также как не обязательно с терпением относиться к постоянному противоречию между тем, что есть в действительности, и тем, что могло бы быть.
На самом деле человек может спастись только через Крест и через восприятие своих личных страданий также как страданий других таких же людей в мире, обретающих избавление в Страстях Господних. Только так человек может стать свободным. Все прочие «предложения лучшей цены» могут закончиться только крахом.
Любовь — это не только безоглядное любование. Единственно возможный путь изменить человека в добрую сторону — полюбить его истинной любовью, при этом постепенно преображая его из того, кем он является, в того, кем он может быть. Именно это и способна сделать Церковь.