Возрождение Ялтинской Римско-католической общины

  В августе 1991 года из Польши в Ялту по приглашению бывшей узницы концлагеря Освенцим Анны Павловны Польщиковой приехала погостить сестра-Доминиканка Ружа Кшижина. Они познакомились в 1989 году, когда Анна Павловна приезжала в Польшу на встречу бывших узников Освенцима.

  Целью  приезда сестры Ружи в Ялту  было найти и объединить католиков города. Анна Павловна предложила свою помощь, несмотря на преклонный возраст (в то время  ей было уже 72 года) и атеистические убеждения, которых она придерживалась в то время.

 Анна Павловна показала сестре Руже здание римско-католического Храма, расположенного по адресу: ул. Пушкинская, дом 25.

Этот Храм был освящён в 1906 году.

20 октября 1927 года советские власти закрыли Храм под предлогом его якобы «аварийного состояния» после землетрясения.

Впоследствии в здании костела размещался тир, а затем – спортивный зал.

По окончании войны, в 1945 году здание было передано краеведческому музею.

  В 1989 году  музей перевели в другое место, а здание костела, учитывая замечательную акустику, было решено переоборудовать в Дом органной и камерной музыки. В алтарной части Храма чешская фирма Ригер-Клосс из Корнева установила орган (до 1927 года в храме звучала фисгармония, которая была расположена на хорах над входом).01

  После  установки органа, в подвальном помещении  костёла решили оборудовать кафе. С восточной стороны  Храма была построена площадка для выносных столиков.

  18 сентября 1991 года Анна Павловна в газете «Курортный Крым» за свой счёт поместила объявление такого содержания: «Сестра Ружа – монахиня из предместья Варшавы Зеленки просит всех католиков, проживающих в Большой Ялте, откликнуться для создания общины людей католического вероисповедования. Польщикова Анна Павловна». Был указан адрес и телефон.

Католики откликнулись на это объявление. К Анне Павловне звонили и приходили. Она всех встречала доброжелательно, радовалась каждому и каждого регистрировала.  Благодаря своей самоотверженной работе, Анна Павловна составила список католиков и назначила  день первой общей встречи – воскресенье 6 октября 1991 года  в 14 часов  во дворе  здания костёла по ул. Пушкинской, 25.

6 октября 1991 года  во дворе костёла  состоялось  первое собрание будущих членов ялтинского римско-католического прихода. Собрание, в котором участвовало 12 человек, положило начало возрождению католической общины Ялты после более чем шестидесятилетнего перерыва. Собрания проводили Польщикова и сестра Ружа. Председателем римско-католической общины единогласно избрали Анну Павловну Польщикову.

12 октября 1991 года  по радио и в газете «Курортный Крым» появилось  такое объявление: «6 октября 1991 года в Ялте создана католическая община. Желающих присоединиться просим откликнуться по нижеуказанному адресу. Польщикова Анна Павловна. Сбор общины состоится 20 октября в 16 часов, во дворе органного зала по ул. Пушкинской,25.»

05Звонки у Анны Павловны раздавались чаще, записывались всё новые и новые  католики.

 И вот наступил  счастливый день для общины: 20 октября 1991 года в храме состоялось первое Богослужение, на котором присутствовало 28 католиков и 5 любопытствующих. Мессу совершил отец Зигмунт Козар – Доминиканец, прибывший из Фастова.

Каждый член общины различными путями старался разыскать других католиков и привести их в Храм. Таким образом община постепенно увеличивалась.

 Помимо римо-католиков, в общину вошли также и  греко-католики, не имевшие в то время своего священника.

Второе Богослужение с о. Зигмунтом Козаром состоялось 17 ноября 1991 года. Во время Богослужения было совершён обряд бракосочетания. На Мессе присутствовало уже 42 человека.37 После Богослужения состоялось  собрание  в присутствии о. Зигмунта, на котором был обсуждён и принят Устав Римско-католической общины.  Председателем общины осталась Польщикова  Анна Павловна, а её заместителем – Эдуард Иванович Удовенко.

Отца Зигмунта Козара сменил о. Андрей Касьяненко.

 Директор Дома органной музыки, Сбродова Галина Александровна, заявила общине о необходимости  платить  за пользование  помещением. Община согласилась на это. Вместо квитанции по оплате выдавали входные билеты на концерт органной музыки. Теперь каждый, кто приходил на Богослужение, был вынужден покупать билеты как на концерт.

Община  была  благодарна  администрации Дома органной музыки за то, что католикам позволяли хотя бы изредка пользоваться зданием Храма. Тем не менее, к сожалению, директор Дома, Сбродова Г.О., неоднократно нарушала  Богослужение  шумом и громкими разговорами по телефону и со своими сотрудниками. Мессы можно  было проводить только в течение сжатых  1,5-2 часов  и лишь тогда, когда помещение  было свободно от концертов, репетиций или церковных служб  иных  конфессий. Времени для совершения других обрядов (крещения, бракосочетания) и  просто для духовных бесед священника с верующими  не оставалось, как не было места, где священник мог бы осуществлять таинство исповеди. В здании Храма также отсутствовало место для храния литургических предметов и облачений, поэтому всё необходимое для Богослужения верующим каждый раз приходилось приносить с собой.

О. Андрей Касьяненко вместе с Анной Павловной собрали все необходимые документы для регистрации римско-католической общины в Ялте и отвезли в Совет Министров АР Крым.  21 января 1992 года Совет по делам религий АР Крым  официально зарегистрировал  Римско-католическую общину  и утвердил  её Устав.

0610 марта 1992 года Епископ Каменец-Подольский назначил о. Романа  Дердзяка своим Представителем в АР Крым и одновременно настоятелем ялтинского римско-католического прихода.

22 марта 1992 года  после Богослужения  о. Александр Хауке-Лиговский, будучи в то время Викарием Доминиканского Ордена  в  Украине, представил  прихожанам Храма настоятеля – о. Романа Дердзяка.

По приезду о.Романа Дердзяка в Ялту Богослужения стали совершаться ежедневно. По воскресеньям  – в Храме, а в будние дни – в квартире, где проживал настоятель.

О. Роман проводил много времени с прихожанами во дворе Храма. Он всех терпеливо выслушивал, учил, подсказывал, помогал. Многие из них были недостаточно образованы в вопросах веры и не  знали обрядов Римско-католической Церкви.

Через несколько месяцев в Ялту из Польши приехал о. Ришард Босаковский, который  оказывал помощь  о. Роману в его пастырском служении.

О. Роман Дердзяк и о. Ришард Босаковский были первыми католическими священниками в Крыму, а первыми министрантами стали братья Гримак: девятилетний Павел и пятилетний Дмитрий.

Перед о. Романом Дердзяком, как Представителем Епископа, стояла задача найти и объединить католиков также и в других районах  Крыма.30

Он совершал поездки в Симферополь, Севастополь, Керчь, Евпаторию, Джанкой и другие крымские города и сёла. О. Роман появлялся в людных местах в белом облачении монаха-Доминиканца, к нему подходили люди, знакомились, расспрашивали, а некоторые даже считали его членом секты «Белое братство», которая в то время была весьма активна в Украине.

 Многие католики именно благодаря о. Роману узнали о том, что в Крыму есть их единоверцы. Действуя таким образом, о. Роман помог католикам Крыма найти друг друга и положить начало римско-католическим приходам в Симферополе, Керчи, Джанкое, Евпатории, Севастополе и Кольчугино.

В то время ялтинский костёл оставался единственным местом в Крыму, где регулярно совершались Мессы. На Богослужения в Ялту собирались католики со всего Крыма. Все они останавливались в квартире семьи Гримак,  где проживали о. Роман и о. Ришард. В той квартире  для всех всегда находилось место.04

Основной целью общины и служивших в ней священников было возвращение Храма верующим. Нужно, чтобы Святые Дары снова постоянно пребывали в Храме, а верующие без препятствий могли бы здесь в любое время удовлетворить свои духовные нужды по установленным канонам. Храм должен быть Храмом.

На основании Указа Президента Украины и Постановления Совета Министров Автономной Республики Крым о возвращении религиозным организациям зданий и культового имущества – решения достойного и справедливого – ялтинская римско-католическая община обратилась в Совет Министров Крыма с просьбой возвратить католикам Храм, незаконно отобранный у них в 1927 году.

В местной прессе появился ряд публикаций, которые касались ялтинской католической общины и судьбы костёла, переоборудованного в органный зал.

Община под руководством о. Романа прилагала немало усилий для возвращения Храма: велась активная переписка с местной властью и с редакцией газеты «Курортный Крым», организовывались встречи с руководством города, приходилось даже применить угрозу вывести общину для пикета на площадь перед исполкомом.

В Ялте, как и в других городах  Крыма, ощущалось резкое противостояние появлению и  укреплению  католических общин.  Возвращению ялтинского католического Храма противостояли не только те, кто был заинтересован в использовании здания как сугубо светского культурно-развлекательного заведения, но и лица, рассматривавшие его как место получения прибыли.

Большую роль в возвращении Храма сыграл его прихожанин Евгений Желудковский.  В это время  он работал  в Ялтинском исполкоме, а  заместитель  председателя исполкома  Кропин Н.Н. последовательно поддержал усилия Е.Желудковского.

23.10.1992 года Ялтинский исполком принял решение №757 «О передаче в пользование помещения костёла Римско-католической общине».

17.11.1992 года Совет Министров АР Крым Постановлением №248 утвердил передачу Храма в пользование Римско-католической общине.

25.12.1992 года Ялтинский исполком принимает решение №900 «О ликвидации Дома органной и камерной музыки».08

Поводом для возбуждения общественного недовольства передачей здания костёла католической общине стал орган, установленный в Храме на средства из городского бюджета.

В местной газете «Курортный Крым» было опубликовано «Открытое письмо Папе Римскому», подписанное Народным артистом Украины, почётным гражданином Ялты,  Гуляницким Алексеем Феодосиевичем, где безосновательно утверждалось, что передача здания католической общине лишит не только ялтинцев и жителей других районов Крыма, но и гостей Ялты, которые приезжают на отдых, возможности приобщения к подлинной музыкальной культуре, так как находящийся в нём орган был в то время единственным в Крыму.

Несмотря на то, что о. Роман Дердзяк выступил в той же газете и по городскому радио, а также неоднократно в письменной форме обращался в Совет Министров АР Крым с заверением в том, что никто не собирается ни демонтировать орган, ни прекращать концерты органной музыки, передачу  Храма постоянно откладывали. За это время исчезли два бра с тремя лампами-«свечами» из правого и левого нефов храма, а также  ручка от входных дверей.

12.02.1993 года отцы-Доминиканцы выкупили орган у местной власти. Спустя некоторое время выяснилось, что из-за нарушения сроков контракта на  установку органа имели место различные неполадки. Большую работу по  устранению неполадок провёл ялтинский мастер-органист Хромченко В.А., который стал первым органистом ялтинского костёла.

25 февраля 1993 года перед Храмом собрались представители местной власти. Они имели при себе ключи от здания костёла. Была создана комиссия из тринадцати человек, представлявших как местную власть, так и общину. Передача Храма общине прошла мирно  и была оформлена надлежащим актом. Церемония передачи происходила в Храме, акт о передаче был подписан на алтаре, который сделал для общины прихожанин Евгений Желудковский, работавший в то время в исполкоме, — он первым сообщил нам о том, что Храм будет возвращен верующим.

Это был самый дорогой подарок о. Роману в день его рождения и прихожанам его прихода. К тому времени в общине насчитывалось уже более 200 человек.

28 марта 1993 года состоялось повторное освящение Храма. В Ялту приехали священники из разных городов Украины, России и Польши, а также католики из других городов Крыма и Украины; были приглашены сестра Ружа Кшижина и Анна Павловна Польщикова.

Вновь освятил Храм Епископ Каменец-Подольский Ян Ольшанский.

Епископ совершил Святую Мессу в сослужении о. Романа Дердзяка, о. Милана – секретаря Апостольского Нунция в Украине – и остальных священников, которые съехались на освящение Храма.

hram-osvyashhen

После освящения Храма  стало известно, что когда о. Роман впервые зашёл в Храм,  он тайно положил в щель виражного окна ризницы медальон с изображением Богоматери и обратился к Ней с просьбой: «Пресвятая Мария, помоги возвратить католикам Храм». Можно смело утверждать, что Богородица с самого начала была и остаётся с общиной и неустанно ей помогает.12

В мае 1993 года в Ялту на новую миссию приехали сёстры-Доминиканки из Конгрегации Святой Сиксты.

В конце 1993 года ещё совсем  молодая  ялтинская католическая община приняла в Храме группу лиц, прибывших в Ялту в 1992 году и именовших себя «Миссией Святого Духа». Возглавляла эту группу психолог по специальности. Формально приняв догматы Католической Церкви, члены группы стали оказывать давление на местных прихожан, а также  требовали переименовать костёл в «Храм Святого Духа».

Их поведение возмутило многих прихожан, и римско-католическая община Ялты фактически оказалась в состоянии внутреннего раскола. Прихожане, будучи несогласны с действиями новоприбывших, обратились с письмом к Епископу Яну Ольшанскому с просьбой навести порядок в Ялтинском приходе и не допустить своеволие. Для изучения сложившейся ситуации в Ялту прибыли Викарий Доминиканского Ордена в Украине о. Джон Патрик и Епископ Ян Ольшанский. В результате инцидент завершился тем, что группа, именовавшая себя  «Миссией Святого Духа», была переведена из Крыма в одну из областей Украины, а ялтинский католический Храм сохранил наименование «Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы».

Хотя Храм был передан общине, подвальное помещение по-прежнему занимал предприниматель Кудрин Г. (муж прежнего директора Дома органной музыки), что создавало приходу немалые проблемы. Лишь через год, благодаря решению Ялтинского народного суда, помещение подвала было освобождено. Арендатор оставил его в совершенно аварийном состоянии.

Община и о. Роман Дердзяк много времени и сил отдали Храму, чтобы привести его в надлежащий вид. Настоятель собственноручно выполнял ремонтные работы: штукатурку, покраску, укладку плитки и т. д.  Ему помогал  отец, который приехал к нему в гости.

Были проделаны следующие работы:

-крыша места, где предполагалось быть колокольне, покрыта железом;

-театральные кресла заменены церковными скамьями;

-создана перегородка (иконостас), отгораживающая  орган от алтарной зоны.

IMG_0370Также был облагорожен двор Храма. На месте, где росли старые кривые ясени, появился сад экзотических растений – так называемый «райский уголок».

Были организованы религиозные радиопередачи, подготавливаемые священниками и прихожанами  общины, которые транслировались по местному радио.

В 1995 году о. Ришард Босаковский оставил Ялту. На смену ему приехал о. Владислав Зомбковский из Польши.

В 1996 году о. Роман Дердзяк встретился в Риме  с Папой Римским Иоанном Павлом ІІ. Папа подарил  ему  Орнат с иконой Непорочного Зачатия, который находится в данный момент в Храме.

В 1998 году о. Роман  отбыл в Италию на учебу.

После о. Романа Дердзяка, которому пришлось нести наиболее тяжёлую ношу возрождения католических общин в Крыму, в ялтинском приходе служило немало священников из Ордена Доминиканцев, каждый из которых старался оставить в Храме частицу своего сердца.

1998 — 1999 гг. : настоятель  –  о. Владислав Зомбковский  из Польши, викарий  –  о. Доминик из Франции.

О. Владислав с первых дней своего духовного окормления общины, организовал в приходе Группу Милосердия – группу прихожан, которые в течение 4-х лет ежедневно готовили обеды для больных Ливадийской больницы, возили в больницу и раздавали всем, кто нуждался  в еде. В день обслуживали до 30-ти больных.  В те годы больница не обеспечивала находящихся в ней больных питанием.

1999-2005 гг.: настоятель – о. Андрей Белят из Польши, священники – о. Юрий Дорогин из Петербурга и о. Доминик из Франции.

О. Андрей основал редакцию радиопрограмм из членов ялтинской общины в количестве 5 человек, а сам выполнял работу главного редактора. Он  же сумел добиться того, что 15-ти минутные радиопередачи под названием «Veritas» еженедельно выходили в эфир по всему Крыму.

Большой вклад в обустройство технической базы для звукозаписи и подготовки радиопередач внёс ныне покойный профессиональный звукорежиссёр Голев Б.М., которого о. Андрей привлёк к этой работе.

О.Андрей Белят организовал также постоянный выпуск печатного бюллетеня «Висла», который готовился Обществом польско-украинской дружбы. Бюллетень размножался тиражом 100 экземпляров методом ксерокопирования.  Значительное место в бюллетене занимали материалы религиозного содержания. Было выпущено  и распространено  8 выпусков бюллетеня, но затем, в связи с финансовыми трудностями, его выпуск пришлось прекратить.

В подвальном помещении о. Андрей оборудовал две комнаты для паломников и лекторий.

2005-2008 гг.: настоятель  – о.Юрий Дорогин из Петербурга, священники – о. Петр Октаба и о. Александр  Хауке-Лиговский из Польши.

10Будучи настоятелем прихода, о. Юрий собственноручно установил с восточной стороны двора Храма фигуру Пресвятой Богородицы, у подножия которой бьёт фонтан.

В правом нефе Храма была установлена фигура Святого Антония, а в левом – фигура Святого Иосифа Обручника Девы Марии и образ Святой Терезы Младенца Иисуса с её мощами.

Под руководством о. Юрия произведён капитальный ремонт храма.

2008 — 2012 гг.: настоятель – о. Павел Куницкий из Украины, викарий  – о. Дмитрий Андрийчин.

С 2012 года настоятель Храма — о. Мариуш Возняк.

В настоящее время приход насчитывает более 200 человек разных национальностей, которые проживают в Большой Ялте и Алуште. Храм посещают не только жители Ялты, но и приезжие из других городов Украины, из ближнего и дальнего зарубежья.

Спустя некоторое время в общину греко-католиков приехал греко-католический священник. Теперь в костёле также проводятся Литургии Украинской  Греко-католической Церкви,  которая пока не имеет своего Храма в Ялте.

Орган используется  как  во время Богослужений, так и в концертных программах. Жители и отдыхающие Ялты получают эстетическое наслаждение, посещая Храм и концерты органной музыки.

Часто вспоминаются слова, сказанные в день освящения Храма Епископом Яном Ольшанским: «Имея такой чудесный Храм, мы должны заботиться о красоте храмов наших душ».

Дары, полученные ялтинской Римско-католической общиной:

IMG_0079В 1993 г. от епископа Каменец-Подольской Епархии Яна Ольшанского – Табернакулюм (Дарохранительница); размещён в правом нефе;

В 1994 г. от Апостольского Нунция в Украине Антонио Франко –  Распятие; размещено в правом нефе над Табернакулюмом;

В 1996 г. от Папы Римского Иоанна Павла II – Орнат с иконой Непорочного Зачатия Богородицы;

В 1999 г. пожертвование от пани Ядвиги Ивановской, инвалида 1 группы – копия Иконы Остробрамской Богоматери из Вильнюса;

В 2000 г. от сестёр-Доминиканок, которые были на миссии в Ялте – деревянный Престол, с вырезанными на нём барельефами с изображением чаши и виноградной лозы, и четыре  деревянных подколенника. Престол и подколенники сделали для сестёр братья Берестовы. Оставляя Ялту, сёстры отдали всё в дар Храму. О. Юрий Дорогин, будучи настоятелем, разместил в Престоле мощи двух святых дев-мучениц: Евтропии и Фортунаты.

История написания копии Иконы Остробрамской Богоматери в дар Ялтинскому храму

Остробрамская Богоматерь_ялтинская копия иконыДочь пани Ядвиги Ивановской, Мария Владиславовна, проживала в Ялте. С 1990 по 1998 год она была прикована к постели. Мать с дочерью не виделись с 1989 года из-за болезни обеих. Родители Марии не знали о  её тяжёлом состоянии, так как жили в Вильнюсе,  и она сама не давала знать о своей болезни. О Марии с 1992 года заботились священники Храма – вначале  о. Ришард Босаковский и о. Роман Дердзяк, а  затем  –-  о. Владислав  Зомбковский  и о. Доминик из Франции. Они  помогали ей физически и материально, поддерживали духовно и морально.

Мария никогда не была в ялтинском католическом Храме, но очень его любила. Её мечтой было увидеть Храм, однако в 1998 году Марии не стало. После её смерти мать узнала всю правду о своей дочери и о том, какую заботу оказывали ей священники. Пани Ядвига была глубоко тронута таким вниманием к её дочери и в благодарность решила сделать пожертвование для Храма. Специально по заказу пани Ядвиги для ялтинского католического Храма художница Люция Доманска из Вильнюса написала копию Иконы Остробрамской Богоматери – Матери Милосердия. В 1999 году Сорочинска Янина привезла эту копию Иконы в Ялту.   Раму   для   неё  изготовил  прихожанин  Анатолий Берестов.  В 2000 году о. Андрей Белят, будучи настоятелем, разместил икону в левом нефе.

Для Храма этот дар очень ценен, так как Икона Остробрамской Богоматери одинаково  почитается как католиками, так и православными. В Ялте проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, и для всех Матерь Милосердия – заступница и помощница.

2016 г.